Объект и методы исследования

В соответствии с задачами исследования было проведено тестирование студентов 1-3 курсов биолого-почвенного факультета ВГУ (69 девушек и 22 юноши)

Были использованы следующие методики:

1. оценки свойств нервной системы по Сафонову В.К. (опросник СНС);

2. определения типов темперамента по Айзенку Г.;

3. определения личностной тревожности по Спилбергеру;

4. оценки общего уровня здоровья по Кураеву Г.А. (ООУЗ).

Для оценки свойств нервной системы испытуемым предлагалось ответить на 56 вопросов анкеты. Каждый вопрос имел 5 вариантов ответа, обозначенных буквами: а, б, в, г, д. На бланке для ответов испытуемые напротив каждого вопроса ставили одну из букв, в соответствии их ощущению или поведению. Затем, подсчитываются баллы, закодированные в следующей шкале: первый ответ – 5 баллов, второй – 4 балла, третий – 3, четвертый – 2, пятый – 1. Вопросы 23, 33, 41 оцениваются в обратном порядке.

Оценка свойств нервной системы по опроснику СНС осуществляется по семи шкалам, каждой из которых соответствовал определенный номер вопроса и ответа.

1. Шкала чувствительности (ШЧ)– 1,8,15,23,32,37,46,50.

2. Шкала эмоциональной реактивности (ШЭР) – 2,9,22,25,33, 38, 45, 53.

3. Шкала подвижности нервных процессов (ШПНП) – 5, 14, 19, 26, 35, 40, 49, 54.

4. Шкала силы процесса торможения (ШСПТ) – 4, 12, 17, 27, 34, 41, 48, 55.

5. Шкала энергичности (ШЭН) – 7,10,21,24,31,39,43,52.

6. Шкала выносливости к длительным нагрузкам (ШВДН) – 3, 11, 16, 20, 30, 36, 44, 51.

7. Шкала выносливости к интенсивным нагрузкам (ШВИН) – 6, 13, 18, 29, 46, 47, 56, 28.

Для оценки свойств нервной системы проводился анализ по каждой из шкал.

При проведении оценке и подсчету результатов в данном случае было целесообразно использовать шкалу, содержащую 3 интервала. После определения суммы балов по шкалам, все испытуемые были разбиты на 3 группы. Затем была построена 3-х бальная шкала (табл. 1), т.к. такой прием шкалирования удобен для выделения крайних групп испытуемых, у которых в наибольшей степени наблюдается проявление оцениваемого свойства нервной системы.

Таблица 1

Трехбальная оценка выраженности свойств нервной системы

Выраженность свойств нервной системы


Исследование влияния семейного воспитания на дисгармонизацию характера подростков
Объектом исследования являются ученики 8 класса МОУ СОШ №1 с. Канглы Минераловодского района и их родители. В ходе диагностики было опрошено 40 человек (20 подростков и 20 родителей). Данное исследование проходило в три этапа. 1. Диагностика учащихся. Для диагностики подростков использовались следующие методики: «Характерологический ...

Основные критерии духовного здоровья
Основным критерием духовного здоровья является любовь как внутреннее состояние и глубинное отношение ко всему: к себе, к другим людям, к жизни, т.е. ощущение изначальной самоценности всех и всего в мире. При этом на уровне поведения, возможна обратная связь по поводу приятных или неприятных действий, состояний, отношений других людей, т ...

Особенности формирования одиночества у лиц пожилого возраста
Ю. Б. Гарнавский предлагает весь период позднего возраста делить на отдельные группы: пожилой возраст (его еще называют инволюционным или предстарческим) – от 50 до 65 лет; старческий возраст - от 65 и выше (50; с.4) Е. С. Авербух, отечественный психиатр условно выделяет возраст 45-60 лет как пост репродуктивный (климактерический) перио ...