Структура и сущность
тревожности во время беременностиСтраница 3
2. Риск нарушения формирования родительской сферы ребенка (как будущего родителя), поскольку такие матери представляют неадекватную модель для идентификации и построения образов ребенка и родителя.
Для практических задач диагностики и психологической профилактики и коррекции неготовности к материнству имеет смысл разделять факторы, влияющие на адаптацию женщины к беременности и материнству, которые могут сочетаться по-разному и соответственно, определять собой различную стратегию и тактику психологической помощи[20].
Психологическая помощь может быть обращена к различным уровням (струтктурам) индивидуума:
- личностный уровень: работа с ценностями, мотивацией, смысловыми образованиями, установками;
- эмоциональный уровень: поощрение открытого выражения чувств вербальными и невербальными средствами, обучение эмпатийному слушанию;
- когнитивный уровень: передача знаний;
- операциональный уровень: формирование навыков и умений (поведения в родах, ухода за ребенком);
- психофизический уровень: обучение регуляции функциональных и психических состояний средствами аутогенной тренировки, арттерапии, телесноориентированной терапии (табл. 2.2).
Таблица 2.2 – Уровни и методы воздействия
Уровни воздействия |
Методы воздействия |
Личностный |
Групповая, семейная и индивидуальная психотерапия, аутотренинг, арттерапия, ролевые игры |
Эмоциональный |
Арттерапия, ролевые игры, телесноориентирванная терапия, групповая психотерапия |
Когнитивный |
Лекции, семинары |
Операциональный |
Отработка навыков |
Психофизический |
Аутотренинг, арттерапия, телесноориентированная терапия |
В значительной мере семья нуждается, прежде всего, в психологической поддержке. Работа с семьей и ее членами может проводиться как индивидуально, так и в группе. Причем групповая поддержка имеет особый терапевтический смысл. Попадая в группу, семья выходит из изоляции, в которой нередко оказывается. Она знакомится с другими семьями с аналогичными заботами и получает от них поддержку, которая, как правило, сохраняется в трудный период первого года жизни ребенка. Кроме того, сталкиваясь зачастую противоположными точками зрения по самым различным проблемам, родители задумываются о многообразии существующих традиций и представлений, учатся вырабатывать и отстаивать собственную точку зрения, одновременно сохраняя толерантность по отношению к чужому мнению. Задача психолога способствовать формированию в группе атмосферы доверия и безопасности.
В каждой семье к моменту зачатия ребенка, как и в любой структуре, присутствуют здоровые и разрушительные силы. В результате всего комплекса мер психологической поддержки можно ожидать усиления конструктивных факторов и снижения воздействия разрушительных факторов (табл. 2.3).
Таблица 2.3 - Ожидаемые результаты психологической работы с семьей[21].
Усиление конструктивных факторов |
Ослабление разрушительных факторов |
принятие на себя ответственности за семью, ребенка и род |
Эмоциональное безразличие |
самоанализ и самосовершенствование |
отношение к ребенку как к объекту |
повышение родительской компетентности |
ослабление негативных чувств: вины, страха, тревоги, агрессии, уныния |
уважение к ребенку и взаимодействие с ним | |
принятие жизни в развитии, изменений в себе, близких и семье | |
уважение к проявлениям многообразия в природе и культуре | |
усиление позитивных чувств: радости, уверенности, спокойствия, любви |
Анализ медицинской и психологической литературы по проблеме эмоциональных
состояний и тревожности у больных с гинекологическими заболеваниями. Гинекологические заболевания, требующие оперативного
вм
В последнее время, к сожалению, растёт количество женщин с гинекологическими заболеваниями. Здесь большую роль играют стрессы, понижение иммунитета, повышение количества различных инфекций, различные гормональные нарушения.
Женские болезни изучаются специальной медицинской наукой - гинекологией. Официально она становится наукой уже с с ...
Психологические особенности педагогов
Быть личностью – это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть своим собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью – это, значит, обладать свободой выбора и нести через всю жизнь его бремя [23].
Р.П. Безделиной установлено, что более 85% обс ...
Пограничные психические расстройства, развивающиеся у детей дошкольного и младшего
школьного возраста при семейной депривации
Данную группу детей составили 60 человек: 36 мальчиков, 24 девочки. Это дети, находящиеся в условиях стойкой семейной дезадаптации, однако, продолжающие проживать в семье и обучающиеся в ГОУ 1883 "детский сад - школа" (компенсирующего типа).
У большинства детей семьи были неполными. Во всех наблюдения ведущей формой семейного ...