Структура и сущность
тревожности во время беременностиСтраница 3
2. Риск нарушения формирования родительской сферы ребенка (как будущего родителя), поскольку такие матери представляют неадекватную модель для идентификации и построения образов ребенка и родителя.
Для практических задач диагностики и психологической профилактики и коррекции неготовности к материнству имеет смысл разделять факторы, влияющие на адаптацию женщины к беременности и материнству, которые могут сочетаться по-разному и соответственно, определять собой различную стратегию и тактику психологической помощи[20].
Психологическая помощь может быть обращена к различным уровням (струтктурам) индивидуума:
- личностный уровень: работа с ценностями, мотивацией, смысловыми образованиями, установками;
- эмоциональный уровень: поощрение открытого выражения чувств вербальными и невербальными средствами, обучение эмпатийному слушанию;
- когнитивный уровень: передача знаний;
- операциональный уровень: формирование навыков и умений (поведения в родах, ухода за ребенком);
- психофизический уровень: обучение регуляции функциональных и психических состояний средствами аутогенной тренировки, арттерапии, телесноориентированной терапии (табл. 2.2).
Таблица 2.2 – Уровни и методы воздействия
|
Уровни воздействия |
Методы воздействия |
|
Личностный |
Групповая, семейная и индивидуальная психотерапия, аутотренинг, арттерапия, ролевые игры |
|
Эмоциональный |
Арттерапия, ролевые игры, телесноориентирванная терапия, групповая психотерапия |
|
Когнитивный |
Лекции, семинары |
|
Операциональный |
Отработка навыков |
|
Психофизический |
Аутотренинг, арттерапия, телесноориентированная терапия |
В значительной мере семья нуждается, прежде всего, в психологической поддержке. Работа с семьей и ее членами может проводиться как индивидуально, так и в группе. Причем групповая поддержка имеет особый терапевтический смысл. Попадая в группу, семья выходит из изоляции, в которой нередко оказывается. Она знакомится с другими семьями с аналогичными заботами и получает от них поддержку, которая, как правило, сохраняется в трудный период первого года жизни ребенка. Кроме того, сталкиваясь зачастую противоположными точками зрения по самым различным проблемам, родители задумываются о многообразии существующих традиций и представлений, учатся вырабатывать и отстаивать собственную точку зрения, одновременно сохраняя толерантность по отношению к чужому мнению. Задача психолога способствовать формированию в группе атмосферы доверия и безопасности.
В каждой семье к моменту зачатия ребенка, как и в любой структуре, присутствуют здоровые и разрушительные силы. В результате всего комплекса мер психологической поддержки можно ожидать усиления конструктивных факторов и снижения воздействия разрушительных факторов (табл. 2.3).
Таблица 2.3 - Ожидаемые результаты психологической работы с семьей[21].
|
Усиление конструктивных факторов |
Ослабление разрушительных факторов |
|
принятие на себя ответственности за семью, ребенка и род |
Эмоциональное безразличие |
|
самоанализ и самосовершенствование |
отношение к ребенку как к объекту |
|
повышение родительской компетентности |
ослабление негативных чувств: вины, страха, тревоги, агрессии, уныния |
|
уважение к ребенку и взаимодействие с ним | |
|
принятие жизни в развитии, изменений в себе, близких и семье | |
|
уважение к проявлениям многообразия в природе и культуре | |
|
усиление позитивных чувств: радости, уверенности, спокойствия, любви |
Теоретические вопросы изучения ориентировки в пространстве. Понятие
«ориентировка в пространстве» в психолого-педагогической литературе
Во всех областях человеческой деятельности существенную роль играет умение ориентироваться в пространстве. В основе ориентировки в пространстве лежит такое психическое свойство как восприятие пространства. В рамках нашего исследования целесообразно рассмотреть физиологические механизмы восприятия пространства.
В течение длительного вре ...
Социальный контроль за девиантным поведением
Очевидно, что использование уголовного наказания в отношении гомосексуалистов, проституток и пьяниц не теряет смысл, так как большинство из них больные люди и нуждаются в медицинской, психологической, социальной помощи.
Наша исправительно-трудовая система не, сколько исправляет, сколько карает человека. Именно места лишения свободы явл ...
Сюжетно-ролевая игра как фактор формирования положительных взаимоотношений
детей старшего дошкольного возраста. Нравственное
воспитание детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это во многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам уровнем нравственной воспитанности. Ст ...

