Сознание
Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности (рис. 5).
![]() | |||
![]() |
Рис. 5 - Функции, свойства сознания
Сознание и самосознание. Система различных отношений к миру
№ |
Виды отношений |
Типы сознания и суть отношений | |
Сознание обычное |
Самосознание | ||
1 |
Биологическое |
Неуправляемое |
Управляемое |
2 |
Материальное |
Потребительство |
Созидание |
3 |
Нравственное, моральное |
Общественное мнение |
Совесть |
4 |
Интеллектуальное |
Усвоение знаний |
Творческое исследование |
5 |
Социальное |
Стадность |
Самостоятельность |
6 |
Политическое |
Мнение авторитета |
Личная убежденность |
7 |
Правовое |
Боязнь закона |
Чувство справедливости |
8 |
Эстетическое |
Материальное совершенство |
Духовное совершенство |
9 |
Вероносное, в т.ч. религиозное |
Внешняя зависимость |
Внутренняя привязанность, любовь |
10 |
Мировоззренческое |
Картина мира |
Смысл бытия |
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое сознание?
2. Каковы основные функции сознания?
3. Какие можно выделить формы (типы) сознания?
Психологические особенности подросткового возраста
Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан
с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки. Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. В связи ...
Рекомендации социальному педагогу и родителям по организации взаимодействия
с младшими подростками
В соответствии с вышеизложенным, можно сформулировать рекомендации по организации взаимодействия социального педагога с детьми подросткового возраста и их родителями.
Для организации эффективной работы по формированию толерантного поведения и его развитию у учащихся социальному педагогу нужно:
– знать теоретические основы социальной п ...
Структура личности
Концепция неосознаваемых психических процессов являлась центральной в раннем описании личностной организации. Однако в начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основных структуры: ид (оно), эго и суперэго.Это было названо структурной моделью личности, хотя сам Фрейд ...