Сознание
Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности (рис. 5).
![]() | |||
![]() | |||
Рис. 5 - Функции, свойства сознания
Сознание и самосознание. Система различных отношений к миру
|
№ |
Виды отношений |
Типы сознания и суть отношений | |
|
Сознание обычное |
Самосознание | ||
|
1 |
Биологическое |
Неуправляемое |
Управляемое |
|
2 |
Материальное |
Потребительство |
Созидание |
|
3 |
Нравственное, моральное |
Общественное мнение |
Совесть |
|
4 |
Интеллектуальное |
Усвоение знаний |
Творческое исследование |
|
5 |
Социальное |
Стадность |
Самостоятельность |
|
6 |
Политическое |
Мнение авторитета |
Личная убежденность |
|
7 |
Правовое |
Боязнь закона |
Чувство справедливости |
|
8 |
Эстетическое |
Материальное совершенство |
Духовное совершенство |
|
9 |
Вероносное, в т.ч. религиозное |
Внешняя зависимость |
Внутренняя привязанность, любовь |
|
10 |
Мировоззренческое |
Картина мира |
Смысл бытия |
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое сознание?
2. Каковы основные функции сознания?
3. Какие можно выделить формы (типы) сознания?
Приложения
Приложение 1
Текст опросника Бека
В опроснике перед Вами содержатся группы утверждений. Внимательно прочитайте каждую группу утверждений. Затем, определите в каждой группе одно утверждение, которое лучше всего соответствует тому, как Вы себя чувствовали НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ И СЕГОДНЯ. Выберите подходящее вам утверждение и поставьте значок в ...
Групповая работа с лицами с ПТСР: методы,
способствующие личностному росту
В реабилитационной и реадаптационной работе с военнослужащими с ПТСР мы используем групповые формы и считаем их не менее эффективными, чем индивидуальные при соблюдении того же условия: психолог должен быть ориентирован на видение работы реабилитационной системы через призму личностного роста военнослужащих. Это значительно усиливает эф ...
Рекомендации к развитию мышления на уроках труда
В связи с тем, что эти дети с ЗПР ослабленное мышление, учителю важно выявлять уровень знаний и практических умений учащегося. Учитель выясняет степень сформированности общетрудовых мыслительных умений: анализировать образец изготавливаемого изделия, планировать предстоящие действия и операции, контролировать свои действия, отчитываться ...



