Биофизическое развитие человека
Страница 2

Информация » Биофизическое развитие человека » Биофизическое развитие человека

На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Известный американский психолог Э. Эриксон (р. 1902) ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни. Ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир так же, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоидентичности - длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет.

Полный жизненный цикл по Э. Эриксону

Стадии

Радиус значимых отношений

Основной выбор или кризисное противоречие возраста

Позитивные

«новообразо-вания» возраста

Деструктивные

«новообразова-ния» возраста

1. Младенчество

Мать

Основополагающая вера и надежда - против основополагающей безнадежности

Базисное доверие, надежда

Уход от общения и деятельности

2. Раннее детство

Родители

Самостоятельность против зависимости, стыда и сомнений

Воля

Навязчивость: импульсивность или соглашательство

3. Возраст игры

Семья

Личная инициатива против чувства вины и страх порицания

Целеустрем-ленность, целенаправ-ленность

Заторможенность

4. Школьный возраст

Соседи, школа

Предприимчивость против чувства неполноценности

Компетентность, умелость

Инертность

5. Подростки

Группы сверстников

Идентичность против смешения идентичности

Верность

Застенчивость, негативизм

6. Юность

Друзья, сексуальные партнеры, соперники, сотрудники

Интимность против изоляции

Любовь

Исключительность (склонность исключать кого-либо (себя) из круга интимных отношений

7. Взрослость

Разделен-ность труда и общий дом

Производительность против застоя, поглощенности собой

Забота, милосердие

Отверженность

8. Старость

Человечество – «мой род»

Целостность, универсальность против отчаяния, отвращения

Мудрость

Презрение

Психосоциальная концепция развития личности (Э. Эриксон)

Стадия

«+»

«-»

Стадия 1 младенчество

базальное доверие к миру, оптимизм, стремление к жизни

базальное недоверие к миру, пессимизм, стремление к смерти

Стадия 2 ранний возраст от 1 до 3 лет

автономия, самостоятельность, опрятность, воля

сомнение, стыд, зависимость от других

Стадия 3 дошкольный возраст, игры от 3 до 6 лет

инициативность, целеустремленность, активность, предприимчивость, самостоятельность

пассивность, подражание образцам, вина

Стадия 4 школьный от 6 до 11 лет

уверенность в себе, компетентность

неполноценность, неверие в свои силы

Стадия 5 юношеский от 11 до 20 лет

цельная форма эгоидентичности, находит свое «Я», верность себе, признание людьми

диффузия идентичности, тревога, одиночество, инфантилизм, не нашел свое «Я», непризнание людьми, «путаница ролей», враждебность

Стадия 6 молодость от 20 до 25 лет

чувство близости, интимности, единство с людьми, любовь

изоляция, одиночество

Стадия 7 зрелость до 50 лет

творчество, любимая работа, воспитание детей, забота о детях, удовлетворенность жизнью

опустошенность, застой, репрессия

Стадия 8 старость после 50 лет

окончательная форма эгоидентичности, «принятие себя, жизни», мудрость

разочарование в жизни

Страницы: 1 2 3


Экспериментально – психологические методики
В исследовании использовались следующие методики: 1. Диагностический опросник. Эта часть анкеты была разработана с использованием методик Томаса Такера, (журнал «Коммерсант ДЕНГИ») (№№ вопросов 20 – 28). Инструкция (правила) по заполнению анкеты и вопросы 1 – 19 были разработаны самостоятельно. Ниже приводится образец разработанной пе ...

Комплексная сказкотерапия. Структура комплексной сказкотерапии.
Комплексная сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности; развития творческих способностей, адаптивных навыков; совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром. В структуру комплексной сказкотерапии в технологической последовательности входят пять блоков: 1. Блок психологи ...

Игра и возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Игры, рекомендуемые школьной программой, направлены на решение не только образовательных, но также воспитательных и оздоровительных задач. Это особенно важно, так как всех, кто причастен к педагогике беспокоит гиподинамия детей. Двигательный режим ребенка заметно сокращается с момента поступления его в школу, что связано с началом новой ...