Биофизическое развитие
человекаСтраница 2
На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Известный американский психолог Э. Эриксон (р. 1902) ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни. Ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир так же, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоидентичности - длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет.
Полный жизненный цикл по Э. Эриксону
|
Стадии |
Радиус значимых отношений |
Основной выбор или кризисное противоречие возраста |
Позитивные «новообразо-вания» возраста |
Деструктивные «новообразова-ния» возраста |
|
1. Младенчество |
Мать |
Основополагающая вера и надежда - против основополагающей безнадежности |
Базисное доверие, надежда |
Уход от общения и деятельности |
|
2. Раннее детство |
Родители |
Самостоятельность против зависимости, стыда и сомнений |
Воля |
Навязчивость: импульсивность или соглашательство |
|
3. Возраст игры |
Семья |
Личная инициатива против чувства вины и страх порицания |
Целеустрем-ленность, целенаправ-ленность |
Заторможенность |
|
4. Школьный возраст |
Соседи, школа |
Предприимчивость против чувства неполноценности |
Компетентность, умелость |
Инертность |
|
5. Подростки |
Группы сверстников |
Идентичность против смешения идентичности |
Верность |
Застенчивость, негативизм |
|
6. Юность |
Друзья, сексуальные партнеры, соперники, сотрудники |
Интимность против изоляции |
Любовь |
Исключительность (склонность исключать кого-либо (себя) из круга интимных отношений |
|
7. Взрослость |
Разделен-ность труда и общий дом |
Производительность против застоя, поглощенности собой |
Забота, милосердие |
Отверженность |
|
8. Старость |
Человечество – «мой род» |
Целостность, универсальность против отчаяния, отвращения |
Мудрость |
Презрение |
Психосоциальная концепция развития личности (Э. Эриксон)
|
Стадия |
«+» |
«-» |
|
Стадия 1 младенчество |
базальное доверие к миру, оптимизм, стремление к жизни |
базальное недоверие к миру, пессимизм, стремление к смерти |
|
Стадия 2 ранний возраст от 1 до 3 лет |
автономия, самостоятельность, опрятность, воля |
сомнение, стыд, зависимость от других |
|
Стадия 3 дошкольный возраст, игры от 3 до 6 лет |
инициативность, целеустремленность, активность, предприимчивость, самостоятельность |
пассивность, подражание образцам, вина |
|
Стадия 4 школьный от 6 до 11 лет |
уверенность в себе, компетентность |
неполноценность, неверие в свои силы |
|
Стадия 5 юношеский от 11 до 20 лет |
цельная форма эгоидентичности, находит свое «Я», верность себе, признание людьми |
диффузия идентичности, тревога, одиночество, инфантилизм, не нашел свое «Я», непризнание людьми, «путаница ролей», враждебность |
|
Стадия 6 молодость от 20 до 25 лет |
чувство близости, интимности, единство с людьми, любовь |
изоляция, одиночество |
|
Стадия 7 зрелость до 50 лет |
творчество, любимая работа, воспитание детей, забота о детях, удовлетворенность жизнью |
опустошенность, застой, репрессия |
|
Стадия 8 старость после 50 лет |
окончательная форма эгоидентичности, «принятие себя, жизни», мудрость |
разочарование в жизни |
Проблема развития
личности подростка с позиций социальной психологии
Наиболее фундаментальным трудом по психологии личности и ее формированию остается монография Л.И. Божович «Личность и ее формирование в, детском возрасте», вышедшая 15 лет назад[10]. В ней был обобщен богатый опыт исследований по развитию личности в детском возрасте и дан превосходный критический анализ воззрений на психологию личности ...
Состояние изучения проблемы в психолого-педагогической литературе об
агрессии
Очевидно, что ребенку в раннем возрасте неизбежно присуща определенная Агрессивность. Поэтому мы должны ожидать ее проявления и даже рассчитывать на нее. Детская агрессивность, несомненно, подвергает тяжелому испытанию наше терпение и создает напряженность в отношениях с ребенком. Временами мы будем прибегать к большой строгости, а пото ...
Изучение семьи как необходимого условия гармонизации характера подростков. Описание методик исследования
В связи с поставленными задачами в качестве основных эмпирических методов использовались три диагностические методики.
1. Характерологический опросник К. Леонгарда [Приложение 1].
Данный опросник предназначен для диагностики типа акцентуации личности. Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К. Л ...

