Психокоррекционные формы работы с подростками из депривированных семей
Страница 1

Информация » Пограничные психические расстройства у детей, находящихся в условиях семейной депривации » Психокоррекционные формы работы с подростками из депривированных семей

Психокоррекционная работа с подростками из семей "социального риска" имела следующие особенности:

·  Психокоррекционная работа проводилась в режиме тренинговых занятий, поэтому специалист должен был владеть тренинговыми приемами и иметь навыки работы с группой в психокоррекционном режиме;

 упражнения и игры, включенные в тренинг, носили дискуссионный подтекст, т.е. подростки в дискуссионном ключе в ходе групповой работы свободно выражали свои мнения.

Для оптимизации тренинговых занятий использовались следующие условия:

Первое условие - достижение эмоционального контакта с детьми. Путь к налаживанию контакта - ориентация на настоящее, поддержка веры в то, что, несмотря на прежние неудачи, ребенок может добиться успеха в разрешении стоящих перед ним сегодня конкретных задач. Темы прошлого использовались только в поисках позитивных моментов, что позволяло укреплять веру подростка в собственные силы.

Второе условие - побуждение подростков к поиску самостоятельного решения своих проблем – семейных, учебных и социальных. Именно это давало ребенку ощущение своей значимости, осознание ценности своей индивидуальности, без которых не могут быть удовлетворены его базовые социально-психологические потребности - в любви и самоуважении.

При формировании тренинговой программы в наших наблюдениях наиболее эффективной оказалась работа со следующими "мишенями" для психокоррекционной работы:

- неконструктивные формы общения; в большинстве наблюдений Переживания по поводу общения со сверстниками в этом возрасте оказываются наиболее типичными и наиболее значимыми;

- неконструктивные формы взаимодействия с эмоционально значимыми взрослыми и взрослыми, находящимися по отношению к ребенку в определенных социальных ролях: педагог, социальный работник, работник отделения профилактики правонарушений и пр. Практически во всех случаях были характерны трудности взаимодействии со взрослыми, отсутствуют навыки адекватного межличностного взаимодействия, был низок уровень компетентности в общении; . Такой подросток постоянно находился в зоне эмоционального неблагополучия.

- присоединение к проблемам неконструктивного общения проблемы с формированием самосознания и потребности самореализации. Такой подросток всегда находился в зоне эмоционального неблагополучия. В связи с тем, что социально дезадаптированные подростки не были склонны рефлексировать собственное поведение и анализировать конкретные ситуации основная трудность психокоррекционной проработки состояла в недооценке подростками проблем общения. Они признавали, что их отношения с окружающими складывались не так, как им хотелось бы, но это не становилось у них поводом для повышения мотивации к овладению новыми конструктивного взаимодействия с людьми, и в первую очередь с родителями. Кроме того, многих подростков отличала своеобразная "маска", сопровождающаяся "шаблонами" вызывающего поведения.

Для осознания выделенных проблем проводились индивидуальные собеседования, консультаций и групповое обсуждение значимых проблем.

Группы создавались для обсуждения каких-либо конкретных жизненных проблем (например, отношения "родитель – подросток", ссоры между девочками-подростками, конфликтные отношения между девочками и мальчиками). Во время групповой дискуссии все получали право высказаться. При "затухании" эмоциональной остроты дискуссионного обсуждения включались приемы психодрамы, что давало возможность подросткам снова эмоционально пережить какой-либо жизненный эпизод и попытаться найти из ситуации более достойный выход. После таких форм дискуссионного обсуждения реальные проблемы осознавались подростками лучше, повышалось доверие и к ведущему-психотерапевту и друг к другу; группа легче убеждалась, что всему в жизни нужно учиться, в том числе общению.

Для обучения общению использовался социально-психологический тренинг (СПТ). Эта форма психокоррекционной работы помогала адаптации детей к жизни в условиях социально-реабилитационного центра и вне его.

Страницы: 1 2 3


Психофизиологические основы внимания
Для понимания физиологических основ внимания большое значение имеют работы выдающихся русских физиологов И.П. Павлова и А.А. Ухтомского. Уже в выдвинутом И.П. Павловым представлении об особых реакциях нервной системы — ориентировочных рефлексах (рефлекс "что такое?", как его называл И.П. Павлов) содержалось предположение о ре ...

Экспериментально – психологические методики
В исследовании использовались следующие методики: 1. Диагностический опросник. Эта часть анкеты была разработана с использованием методик Томаса Такера, (журнал «Коммерсант ДЕНГИ») (№№ вопросов 20 – 28). Инструкция (правила) по заполнению анкеты и вопросы 1 – 19 были разработаны самостоятельно. Ниже приводится образец разработанной пе ...

Особенности организации занятий по труду в целях коррекции мышления детей с ЗПР
Трудовое обучение требует от учащихся начальных классов умения произвольно организовывать свою деятельность, достаточного уровня развития моторики - определенной сформированности основных мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения. Кроме того, оно требует словесной регуляции деятельности, умения планировать работу, осуществлят ...