Когнитивные теории эмоцийСтраница 2
Первый компонент их системы эмоционального ответа состоит из сигнальных переменных или стимульных свойств.
Второй компонент - оценивающая подсистема. Она определена как функция мозговых процессов, с помощью которых индивид оценивает стимульную ситуацию.
Третий компонент системы эмоционального ответа включает три типа категорий ответа: когнитивный, экспрессивный и инструментальный. Лазарус и его сотрудники определяют первый из них (когнитивные реакции) как синоним того, что обычно описывается как механизмы защиты, такие как подавление, отказ, проекция. Они наиболее полно исследованы в патологии эмоций и поведения.
Экспрессивные ответы включают прежде всего мимические выражения, которые рассматриваются как поведение, не преследующее определенной цели. Средства выражения разделены на два типа: биологические и приобретенные.
Третий тип ответа - инструментальная реакция - может относиться к одной из трех категорий: символам, средствам и обычаям. Все они целенаправленны. Функция символов - сигнализировать о наличии некоторого аффекта, когда нет других форм коммуникации. Символы могут также маскировать нежелательный аффект. Средства - сложные целенаправленные инструментальные действия, такие, как агрессия и избегание. Обычаи - культурально обусловленные средства, такие, как траур или способы ухаживания [8; c. 102].
Большинство людей полагают, что чувства иррациональны и мешают принятию правильных решений. Действительно, бурные эмоции часто приводят к неблагоразумным решениям, однако именно чувства подсказывают нам, какое личное решение может сделать нас счастливым. Без эмоционального наполнения невозможно установить нормальные межличностные отношения. Наше сопереживание собеседнику увеличивает близость между нами, усиливает понимание и помогает найти верное решение. С помощью определенных эмоций мы можем корректно выразить свое раздражение или дать почувствовать свое несогласие во время беседы, тем самым направив поиск решения в подходящее русло и не дав нашему негодованию скопиться и со временем вылиться в гнев. Фактически, умение узнавать и выражать свои эмоции существенно необходимо для коммуникационных отношений самоутверждения и управления гневом. Наконец, трудно представить себе пустую, эмоционально не наполненную семейную жизнь или воспитание детей [28; с.50].
Интерактивная сторона общения
Сущность интеракции в том, что в процессе совместной деятельности и общения между людьми возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями. Психологическая совместимость — важный фактор успешног ...
Винсент Ван Гог (30.03.1853 - 29.07.1890)
Ещё один великий, - на этот раз, постимпрессионист, Винсент Ван Гог.
Ровно за год до его рождения, день в день, его мать родила другого ребенка, также названного Винсентом. Он родился мертвым. Существует мнение, что Винсент Ван Гог пережил психологическую травму из-за того, что был как бы заменителем того ребенка, своего брата, носивше ...
Лабораторная работа № 2
Тема: Мозг и психика.
Методика: Ведущее полушарие мозга.
Цель: Определить доминирующее полушарие мозга.
Оборудование: «ключ» к результатам.
Порядок работы
Инструкция:
1. Переплетите несколько раз пальцы рук, и вы заметите, что сверху всегда оказывается один и тот же большой палец. Если левый, то вы эмоциональный человек. Правый — ...