Когнитивные теории эмоцийСтраница 2
Первый компонент их системы эмоционального ответа состоит из сигнальных переменных или стимульных свойств.
Второй компонент - оценивающая подсистема. Она определена как функция мозговых процессов, с помощью которых индивид оценивает стимульную ситуацию.
Третий компонент системы эмоционального ответа включает три типа категорий ответа: когнитивный, экспрессивный и инструментальный. Лазарус и его сотрудники определяют первый из них (когнитивные реакции) как синоним того, что обычно описывается как механизмы защиты, такие как подавление, отказ, проекция. Они наиболее полно исследованы в патологии эмоций и поведения.
Экспрессивные ответы включают прежде всего мимические выражения, которые рассматриваются как поведение, не преследующее определенной цели. Средства выражения разделены на два типа: биологические и приобретенные.
Третий тип ответа - инструментальная реакция - может относиться к одной из трех категорий: символам, средствам и обычаям. Все они целенаправленны. Функция символов - сигнализировать о наличии некоторого аффекта, когда нет других форм коммуникации. Символы могут также маскировать нежелательный аффект. Средства - сложные целенаправленные инструментальные действия, такие, как агрессия и избегание. Обычаи - культурально обусловленные средства, такие, как траур или способы ухаживания [8; c. 102].
Большинство людей полагают, что чувства иррациональны и мешают принятию правильных решений. Действительно, бурные эмоции часто приводят к неблагоразумным решениям, однако именно чувства подсказывают нам, какое личное решение может сделать нас счастливым. Без эмоционального наполнения невозможно установить нормальные межличностные отношения. Наше сопереживание собеседнику увеличивает близость между нами, усиливает понимание и помогает найти верное решение. С помощью определенных эмоций мы можем корректно выразить свое раздражение или дать почувствовать свое несогласие во время беседы, тем самым направив поиск решения в подходящее русло и не дав нашему негодованию скопиться и со временем вылиться в гнев. Фактически, умение узнавать и выражать свои эмоции существенно необходимо для коммуникационных отношений самоутверждения и управления гневом. Наконец, трудно представить себе пустую, эмоционально не наполненную семейную жизнь или воспитание детей [28; с.50].
Алгоритм работы с клиентами зрелого возраста (по Андреевой).
Сказкотерапия в групповой работе с клиентами зрелого возраста (студентами, учителями, воспитателями, практическими психологами) строится по следующему алгоритму:
1. «Разогрев». Используются упражнения для перевода адекватного, рационального восприятия мира на символически-мифологический уровень.
2. Чтение и прослушивание сказки. Выбор ...
Нарушения психического здоровья, приобретаемые в процессе жизни
Любое нарушение психического здоровья связано, с одной стороны, с врожденными особенностями психики, с другой – с воздействующими в процессе жизни факторами – чрезмерными психическими нагрузками и психотравмами.
Остановимся на втором аспекте, нарушающим психическое здоровье – приобретенный в процессе жизни. К нему относятся психический ...
Динамические процессы в малой группе: образование малой группы, феномен
группового давления, групповая сплоченность, лидерство, групповое принятие
решений
Суть феномена давления группы на индивида состоит в принятии уже существующих норм групповой жизни каждым вновь вступающим в нее индивидом. Групповая сплоченность - процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организ ...