Помощь взрослых подростку в преодолении трудностей взросления
Страница 1

Информация » Причины конфликтов подростка и взрослого » Помощь взрослых подростку в преодолении трудностей взросления

Психологическая помощь сродни таким понятиям, как поддержка, любовь к ближнему, благотворительность, попечительство. Психологическая помощь - это особая деятельность специалиста, осуществляемая в процессе решения жизненно важной задачи, возникающей у другого лица при непосредственном взаимодействии. Жизненно важные проблемы у личности возникают на различных этапах онтогенеза. Психологическая помощь осуществляется при поддержке подростка в освоении новых видов деятельности.

Психологическая помощь имеет различное содержание и общие признаки с психологической поддержкой, реабилитацией, сопровождением. В понятии "психологическая поддержка" заключается своевременное позитивное воздействие педагога и родителей на детей с целью выработки у них адекватной самооценки, способности противостоять негативному влиянию окружающих и оказание психологической помощи в решении этих проблем. [21, c.250]

Реабилитация - это система мероприятий по восстановлению психических функций, организованная определенным образом, оптимизирующая жизнь личности в соответствии с ее потребностями и способностями. Реабилитация опирается на активность самого субъекта помощи, когда специалист укрепляет его волю, выдержку, терпение.

Психологическая реабилитация направлена на оптимизацию компенсаторных процессов при использовании психотерапевтических мероприятий. Если личность находится в кризисе, то реабилитационный процесс уменьшает его за счет повышения самооценки, одобрения окружающими ее способностей. Психологическая реабилитация тем самым направлена не на частное нарушение, а на личность в целом.

Реабилитационное пространство - область окружающей среды, где человек с особыми проблемами может без ущерба своей психике совершать такую деятельность, которая приносит ему удовлетворенность и вызывает у других людей полноценное восприятие обратившегося за психологической помощью. Таким реабилитационным пространством может быть семья, профессиональная деятельность, общение с искусством, чтение.

Е.П. Кораблина полагает, что в настоящее время, характеризующееся быстрыми изменениями, неожиданными ситуациями и недостаточной стабильностью, возрастает потребность в поддержке и взаимопонимании.

Подросток должен понимать, чего ему не хватает, что и как он может изменить, какая роль в изменении принадлежит ему самому, а что от пего не зависит. Больше того, он должен понимать, может ли он сам своим поведением и своим образом жизни нанести себе вред. Все психические новообразования рассматриваются через призму субъект-субъектных отношений. Именно благодаря им подросток обретает свое "Я", а во взаимодействии с другими сопоставляет свое поведение и поведение, требуемое обществом.

Главный признак психологической помощи - то, что это деятельность двух субъектов жизни: помогающего психолога, социального педагога, психотерапевта и клиента, принимающего ее, пациента. Но принимающий помощь выступает как активный субъект своей жизни. Иначе вне активности принимающего деятельность положительного эффекта принести не может. Психологическая помощь основывается на главных принципах.

Принцип системности. Это значит, что психологическую помощь следует понимать целостно, поскольку любое воздействие, оказанное специалистом, влияет не только на протекание какой-либо одной функции, но и на личность в целом. Если "на ранних этапах онтогенеза психическая деятельность человека имеет относительно элементарную основу и зависит от основной функции, затем она усложняется и начинает осуществляться при участии более высоких в структурном отношении форм деятельности". В связи с этим психологическая помощь имеет не только содержательные характеристики, влияющие на отдельные стороны, но и динамику развития всей системы личности в онтогенезе.

Принцип общения. Это означает, что только благодаря совместной деятельности с подростком можно оказать на него положительное воздействие. Это происходит благодаря тому, что принимающий помощь чувствует поддержку, а причины и результаты всех его трудностей становятся понятными. Принцип общения предполагает, что помощь человеку оказывается при наличии психологического контакта двух сторон; сотрудничество. Контакт позволяет создавать общее коммуникативное пространство, где взаимодействуют две равноправные стороны: нуждающийся в помощи и оказывающий ее. При этом естественны доверительность отношений, согласие.

Принцип позитивного развития в деятельности нуждающегося в психологической помощи. Сущность этого принципа в том, что психологическая помощь нацелена на то, чтобы изменить что-то в человеке, обратившегося за консультацией. Психологическая помощь специалиста помогает человеку принимать самостоятельные конструктивные решения, тем самым способствуя его личностному росту.

Страницы: 1 2 3


Диагностика депрессивности подростков по методикам Бека и Жмурова
Диагностика депрессивности по методике Бека позволяет при помощи проведения опроса выяснить, что преобладает у подростка депрессивность, как акцентуация характера или депрессия, как патологический психический процесс. Опросник содержит 13 вариантов вопросов, по четыре вопроса в каждом (только восьмой вопрос содержит три варианта ответа ...

Приложение.
Сказки, сочиненные студентами-психологами. Счатьенос. Однажды, на облаках произошло чудо. 32 января 9999г. люди увидели, что небо над их головами стало светить ярко-ярко. «Что случилось? Что такое?» - твердили все. Как-то раз прибыли марсиане на Землю, их было трое. Они были очень несчастными, им все не нравилось у себя на планете. И ...

Сущность и структура педагогической деятельности
Сущность и структура педагогической деятельности, а также связанная с ними продуктивность - один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Обычно научный анализ этих важных феноменов заменяется общими рассуждениями о педагогическом искусстве. Научный анализ педагогической деятельности построен не на описаниях, а на прин ...