Общение со взрослыми и его влияние на становление личности подростка. Механизмы возникновения конфликтных взаимоотношений подростков со взрослыми
Страница 1

Информация » Причины конфликтов подростка и взрослого » Общение со взрослыми и его влияние на становление личности подростка. Механизмы возникновения конфликтных взаимоотношений подростков со взрослыми

Тема влияния взрослых на детей, на формирование их психических функций освещена в работах Л.С. Выготского. Взаимодействие родителей и детей в благополучных семьях продолжается всю жизнь, а в неблагополучных - периодически. В зависимости от ставящихся целей и используемых средств оно бывает созидательным или разрушающим, блокирующим новые психические образования. Родители понимают, что необходимо знать, как воздействовать на детей в процессе воспитания. К сожалению, очень часто родители тратят много сил и энергии, желая достичь сиюминутного успеха, который иногда бывает минимальным или совсем отсутствует. Одна из главных причин этого заключается в их неумении установить контакт с подростками, проникнуть в их внутренний мир и повлиять на них еще до того, как в детях проявятся своеволие, упрямство, негативизм.

Главная потребность людей - потребность в присоединении к другому. Она проявляется постоянно в различных условиях и реализуется во взаимодействии, результатом которого становятся взаимоотношения людей.

Взаимоотношения - такая направленность друг на друга, которая обуславливает взаимопонимание людей, приводя к взаимной коррекции поведения и меняя установки личности общающихся на цели и задачи совместной деятельности. Взаимоотношения родителей и детей - направленность друг на друга, приводящая их к взаимопониманию.

Взаимоотношения можно группировать по разным основаниям:

с учетом потребностей: конъюнктивные и дизъюнктивные;

по времени: длительные и кратковременные;

в соответствии с условиями возникновения: семейные, бытовые, служебные;

адекватные регламенту взаимодействия и его нормам: официальные, неофициальные, личные;

по механизмам возникновения. [4, c 250]

Взаимоотношения можно формировать, потому что они могут изменяться. Общение родителей с детьми влияет на их познавательную деятельность, поведение, эмоционально-волевую сферу. М.И. Лисина обнаружила, что если поощрять активность детей, то они раскрывают свои познавательные способности, начинают доверять взрослым, с которыми у них устанавливаются благожелательные отношения. Если родители приветствуют занятия подростка интеллектуальной деятельностью, гордятся его призами, постоянно говорят другим о его успехах, их взаимоотношения становятся близкими.

Есть два типа взаимоотношений - конъюнктивные (сближающие контакты) и дизъюнктивные (разделяющие контакты). Первые проявляются при согласии, единении, как содружество. Для таких отношений характерны раскованность, уравновешенность, спокойствие, ровный тон разговора, шутки, самокритика и самоирония, обмен взглядами, отсутствие дистанции при контакте, взаимопомощь и др.

Вторых отличают наличие социальной дистанции, повышенные интонации, окрики, отсутствие обмена взглядами, грубость, заниженные оценки другого, несдержанность, неуравновешенность, несогласие, неумение выслушать противоположную сторону, критика, адресованная другому, излишние требования, приказы, прекращение общения, отсутствие вербального и физического контакта, отчужденность, холодность. Взаимоотношения родителей с подростками не могут быть однозначными на протяжении совместной жизни: они могут меняться в сторону улучшения или ухудшения.

Отношения становятся неблагоприятными, если родители применяют воздействия дизъюнктивного типа, постоянно придираются, ругают, проверяют и контролируют. Постоянное недовольство детей - симптом серьезных нарушений взаимодействия с ними родителей. И наоборот, если родители применяют воздействия конъюнктивного типа, хвалят подростков, шутят с ними, одобряют и ободряют, предоставляют им выбор действий, то дети спокойны, дружелюбны, совестливы, стремятся не огорчать родителей, не давят на них, не обманывают, не хитрят и не испытывают их терпение. Важно учесть, что не любое дизъюнктивное воздействие приводит к отторж У каждого типа отношений есть свои побудительные силы, свое "устройство", свои механизмы. Проявление того или иного типа отношений зависит от деятельности и свойств личности общающихся - волевых, эмоциональных, ценностных. Механизмы формирования взаимоотношений родителей с подростками:

передача психических состояний от личности к личности;

эмоциональное опосредование;

деятельностное опосредование;

механизм дефицита;

механизм вклада;

нравственно-ценностная значимость.

Страницы: 1 2 3


Специфика подросткового возраста
Основные противоречия как источник развития личности подростка Любая возрастная периодизация базируется на нескольких основаниях. У социологов - на изменении общественного положения и социальной деятельности личности, причем акцент делается скорее на особенностях подростков как социально-демографической группы. Психологов прежде всего и ...

Семантическое пространство проективной сказки. Понятие семантического пространства.
Как уже упоминалось, сказка как инструмент работы психолога удобна по многим соображениям. Клиентов она устраивает, потому что (1) доступна – «всем возрастам покорна», подходит людям разных интеллектуальных способностей, не предполагает долгих разъяснений, задания схватываются на лету; и (2) привлекательна – к сказкам устойчиво закрепил ...

Комплексная сказкотерапия. Структура комплексной сказкотерапии.
Комплексная сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности; развития творческих способностей, адаптивных навыков; совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром. В структуру комплексной сказкотерапии в технологической последовательности входят пять блоков: 1. Блок психологи ...