Особенности личности хронических соматических больных
Страница 2

— противоречие между операциональными возможностями реализации деятельности и ее смысловыми, личностными компонентами;

— противоречие между смыслообразующими и реальнодействующими мотивами деятельности;

— противоречие между наличным контекстом деятельности и возможностями ее ориентации в будущее;

— противоречие между имеющимся психическим отражением актуальной ситуации и реальным состоянием больного и перспективами его развития[27].

Комплексное (клинико-психопатологическое, клинико-катамнестическое, экспериментально-психологическое, электроэнцефалографическое, общесоматическое, лабораторное) изучение клинических особенностей психических нарушений у больных хроническими заболеваниями, проведенное на кафедре психиатрии и медицинской патологии РУДН, дало возможность выявить клинические особенности, условия и закономерности формирования аффективной патологии. Полученные данные позволили заключить, что аффективные нарушения весьма характерны для больных хроническими заболеваниями и развиваются на фоне ведущей астенической симптоматики (органическое эмоционально-лабильное - астеническое расстройство по МКБ-10), на отдаленном этапе болезни, включающей элементы психоорганического синдрома; в рамках органического расстройства настроения (аффективного) по МКБ-10, а также органического тревожного расстройства. Они имеют сложную природу из-за тесной взаимосвязи и взаимозависимости собственно патогенных соматогенных, психогенных и личностных факторов, удельный вес каждого из которых в формировании аффективных нарушений существенно колеблется и приобретает ведущее значение в зависимости от характера и стадии соматического заболевания, этапа его лечения и степени эффективности проводимой терапии. При определенной трудности квалификации различных вариантов этих депрессивных состояний они близки по проявлениям и часто рассматриваются по МКБ-10 как один из видов депрессивного эпизода (F-32), рекуррентного депрессивного расстройства (F-33) или дистимии (F-34), а также тревожных расстройств (F-41) как в виде генерализованного тревожного расстройства, так и смешанных его вариантов. Аффективная патология в виде указанных ее вариантов может проявляться в структуре хронического изменения личности[28].

В результатах экспериментально-психологического исследования личности и реагирования на заболевание Михайлов Б. В., Сердюк А. И., Федосеев В. А. отражают следующие факты[29].

Сопоставление усреднённых профилей личности по данным Миннесотского многопрофильного личностного опросника (MMPI) показывает почти одинаковый пик по 6-й шкале и снижение по 9-й, что свидетельствует о ригидности аффективных переживаний, преобладании депрессивных тенденций над сугубо тревожными, снижение уровня мотивации, фиксацию на своих ощущениях, и даже не столько ощущениях, сколько их толковании.

Наличие пиков профиля по 6-й и 2-й шкалам отражает дисгармоничность межличностных отношений, которая усиливает социальную дезадаптацию больных, что и подтверждается подъёмом по шкале «0».

Усреднённый профиль личности соматических больных с острыми невротическими расстройствами по сравнению с больными с соматогенным астеническим симптомокомплексом характеризуется большим невротическим уклоном, значительным преобладанием показателей по шкалам невротической триады, выраженными пиками 1-й (ипохондрия, соматизация тревоги) и 3-й (истерия, эмоциональная лабильность) шкал, а также существенным подъёмом по шкале «0» (социальная дезадаптация) и более выраженным, чем у больных первой группы, снижением профиля по 9-й шкале.

Профиль личности больных с невротическими расстройствами с затяжным течением характеризуется наибольшей дисгармоничностью: преобладающими пиками (более 70 Т-балов) по 2-й (тревога, депрессия) и 6-й (паранойя, ригидность) шкалам, высокими показателями по 1-й (ипохондрия, соматизация тревоги), 3-й (истерия, эмоциональная лабильность), 8-й (аутизация) и 0-й (социальная дезадаптация) шкалам.

У этих больных кроме «невротического уклона» профиля личности уже довольно чётко проявляются черты психопатизации личности и роста социальной дезадаптации.

Исследование системы отношений личности при помощи методики незаконченных предложений Сакса–Сиднея (J. M. Sacks, S. Sidney) свидетельствует о том, что у больных с соматогенным астеническим симптомокомплексом преобладают нарушения в сфере отношения к будущему, половой жизни, вышестоящих лиц на работе, несколько меньшее — в сфере отношения к семье.

У больных с острыми невротическими расстройствами нарушения отношений чаще отмечаются в сферах страхов и опасений, отношения к семье, матери, отцу, к себе и к целевым установкам.

В системе межличностных отношений пациентов с невротическими расстройствами с затяжным течением и соматический патологией чаще всего оказываются дисгармоничное отношение к отцу и половой жизни, к семье и вышестоящим лицам на работе, а также в сфере «осознания вины».

Страницы: 1 2 3


Особенности развития коммуникативных способностей в подростковом возрасте. Общение как ведущая деятельность в подростковом возрасте.
Для подростка характерны две сферы общения: общение со взрослыми и общение со сверстниками. Роль этих сфер в формировании его личности не одинакова. Если в первой сфере подросток выступает в роли ведомого, усваивает общественно значимые критерии оценок, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности и способы дейс ...

Анализ специфики образовательного учреждения, целей и задач
Цели и задачи МОУ «Гимназия № 85». Основными целями гимназии является: - формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общего образования, их адаптации к жизни в обществе; - создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных программ; - Формирование ...

Лабораторная работа № 5
Тема: Внимание Методика: Объем внимания. (выполняется с экспериментатором) Цель: Определить объем внимания. Оборудование: карточки с изображением точек, секундомер, бланки для заполнения. Порядок работы Испытуемому на короткое время (1с) предъявляются по одной из восьми карточек с изображением от двух до девяти точек. Каждая карточ ...