Особенности психологического здоровья в дошкольном учреждении.
Развитие психологического здоровья у детей в дошкольных учрежденияхСтраница 2
Согласно Л.С. Выготскому, специфически человеческие психические функции возникают первоначально как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся индивидуальными функциями ребенка. Как логическое следствие данного закона Л.С. Выготским было введено понятие «зона ближайшего рати тая». Зона ближайшего развития - это разница между уровнем актуального развитии и уровнем возможного развития, определяемая с помощью задач, решаемых во взаимодействии со взрослыми. Следовательно, задачи развития ребенка находится в зоне его ближайшего развития, а их реализация осуществляется в совместной деятельности. Создание взрослым зоны ближайшего развития является, с одной стороны, условием психического развития. С другой стороны, переход от уровня ближайшего развития на уровень актуального и возникновение нового уровня ближайшего развития составляет содержание развития ребенка. А так как развитие ребенка осуществляется по разный направлениям - развитие деятельности, общения, сознания и личности ребенка, то можно говорить и о многообразии содержания зоны ближайшего развития, и о разном содержании и организации взаимодействия взрослого с ребенком. Определение задачи развития зависит от ориентации педагога в показателях развития детей определенной возраста, прежде всего в показателях, относящихся к видам деятельности и общении структуре деятельности, основным характеристикам самосознания. Вывод для педагогической практики состоит в том, что ведущей формой работы педагога с ребенком должна стать индивидуальная, а фронтальная работа должна строиться по законам индивидуальной. Это вызывает необходимость овладения педагогом специальными средствами фиксации преобразований в познавательной, эмоционально-волевой, перцем тинной, потребностно-мотивационной сферах ребенка.
Закон неравномерности психического развития обнаруживается в существовании стабильных и кризисных периодов в самом процессе развития, сензитивных периодов и развитии отдельных психических качеств, свойств, процессов, а также в неравномерно ста развития разных детей любого возраста. Значение данного закона для организации педагогического взаимодействия состоит в осознанном выборе средств и способов воздействия на ребенка, в необходимости индивидуального подхода, в амплификации детского развития (А.В. Запорожец), в безоценочном отношении к ребенку. Чтобы оценить, поведение ребенка в соответствии с прогнозируемой целью воспитания и обучения, педагог должен уметь выделить в поведении ребенка факты, существенные для его развития, и несущественные, случайные, правильно к ним относиться.
Определяющей характеристикой взаимодействия является психологическое понимание автономности внутреннего индивидуального мира личности ребенка, обладающего особенным содержанием, отношением к окружающему. Признавая ребенка как существо уникальное, неповторимое, педагог должен терпимо относиться к особенностям его поведения, к тем качествам, которые неудобны для окружающих. Дети также по-разному могут реагировать на одно и то же воздействие педагога. Педагог должен научиться уважать право ребенка на собственное мнение, принимать во внимание характер реакций и инициативных актов ребенка, анализировать их, быстро и гибко варьировать способы и формы своих воздействий с учетом всех особенностей ситуации взаимодействия.
Понимание педагогами, занимающимися проблемами детства, сущности взаимодействия, во многом определяет, на наш взгляд, успех ребенка в усвоении культуры и способов саморегуляции поведения.
Жесты “рука – рука”
Протягивание руки самому себе является в большинстве случаев бессознательным подражанием прикосновения со стороны других людей. Если мы касаемся своего собственного тела, то это всегда придает нам своеобразное чувство уверенности и защищенности. В напряженных ситуациях мы склонны, так сказать, протягивать руку самому себе, складывая кис ...
Перцептивная сторона общения
Понятие социальной перцепции во многом определяется понятием образа, поскольку сущность социальной перцепции заключается в образном восприятии человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Перцепция - процесс и результат восприятия человеком явлений окружающего мира и самого себя. Социальная перцепция - восприятие, ...
Алкоголизм как проблема социального общества
Алкоголизм (хронический алкоголизм) - заболевание с прогредиентным (прогрессирующим) течением, в основе которого лежит пристрастие к этиловому спирту. В социальном плане алкоголизм означает злоупотребление спиртными напитками (пьянство), приводящее к нарушению нравственных и социальных норм поведения, к нанесению ущерба собственному здо ...