Особенности психологического здоровья в дошкольном учреждении. Развитие психологического здоровья у детей в дошкольных учреждениях
Страница 2

Информация » Психология здоровья в дошкольном учреждении » Особенности психологического здоровья в дошкольном учреждении. Развитие психологического здоровья у детей в дошкольных учреждениях

Согласно Л.С. Выготскому, специфически человеческие психические функции возникают первоначально как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся индивидуальными функциями ребенка. Как логическое следствие данного закона Л.С. Выготским было введено понятие «зона ближайшего рати тая». Зона ближайшего развития - это разница между уровнем актуального развитии и уровнем возможного развития, определяемая с помощью задач, решаемых во взаимодействии со взрослыми. Следовательно, задачи развития ребенка находится в зоне его ближайшего развития, а их реализация осуществляется в совместной деятельности. Создание взрослым зоны ближайшего развития является, с одной стороны, условием психического развития. С другой стороны, переход от уровня ближайшего развития на уровень актуального и возникновение нового уровня ближайшего развития составляет содержание развития ребенка. А так как развитие ребенка осуществляется по разный направлениям - развитие деятельности, общения, сознания и личности ребенка, то можно говорить и о многообразии содержания зоны ближайшего развития, и о разном содержании и организации взаимодействия взрослого с ребенком. Определение задачи развития зависит от ориентации педагога в показателях развития детей определенной возраста, прежде всего в показателях, относящихся к видам деятельности и общении структуре деятельности, основным характеристикам самосознания. Вывод для педагогической практики состоит в том, что ведущей формой работы педагога с ребенком должна стать индивидуальная, а фронтальная работа должна строиться по законам индивидуальной. Это вызывает необходимость овладения педагогом специальными средствами фиксации преобразований в познавательной, эмоционально-волевой, перцем тинной, потребностно-мотивационной сферах ребенка.

Закон неравномерности психического развития обнаруживается в существовании стабильных и кризисных периодов в самом процессе развития, сензитивных периодов и развитии отдельных психических качеств, свойств, процессов, а также в неравномерно ста развития разных детей любого возраста. Значение данного закона для организации педагогического взаимодействия состоит в осознанном выборе средств и способов воздействия на ребенка, в необходимости индивидуального подхода, в амплификации детского развития (А.В. Запорожец), в безоценочном отношении к ребенку. Чтобы оценить, поведение ребенка в соответствии с прогнозируемой целью воспитания и обучения, педагог должен уметь выделить в поведении ребенка факты, существенные для его развития, и несущественные, случайные, правильно к ним относиться.

Определяющей характеристикой взаимодействия является психологическое понимание автономности внутреннего индивидуального мира личности ребенка, обладающего особенным содержанием, отношением к окружающему. Признавая ребенка как существо уникальное, неповторимое, педагог должен терпимо относиться к особенностям его поведения, к тем качествам, которые неудобны для окружающих. Дети также по-разному могут реагировать на одно и то же воздействие педагога. Педагог должен научиться уважать право ребенка на собственное мнение, принимать во внимание характер реакций и инициативных актов ребенка, анализировать их, быстро и гибко варьировать способы и формы своих воздействий с учетом всех особенностей ситуации взаимодействия.

Понимание педагогами, занимающимися проблемами детства, сущности взаимодействия, во многом определяет, на наш взгляд, успех ребенка в усвоении культуры и способов саморегуляции поведения.

Страницы: 1 2 


Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца
Ведущая деятельность младенческого возраста - эмоциональное общение со взрослым. Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое ...

Соотношение биологического и социального
Рис. 8 - Соотношение базовых понятий Рис. 9 - Факторы формирования личности Вопросы для самопроверки: 1. Из чего состоит личность человека? 2. Какие факторы влияют на формирование личности? 3. Какие можно выделить социальные факторы? ...

Что способствует развитию агрессивности?
Рассмотрим более подробно основные аспекты жизни дошкольника, которые могут способствовать развитию агрессивности: 1. ребенок – дошкольная нагрузка; 2. ребенок – воспитатель; 3. ребенок – другие дети; 4. ребенок – семья. Дошкольная нагрузка Посещение детского сада, необходимость сидеть на занятиях, слушать воспитателя – все это дл ...