Особенности психологического здоровья в дошкольном учреждении. Развитие психологического здоровья у детей в дошкольных учреждениях
Страница 1

Информация » Психология здоровья в дошкольном учреждении » Особенности психологического здоровья в дошкольном учреждении. Развитие психологического здоровья у детей в дошкольных учреждениях

Детские дошкольные учреждения являются важнейшим звеном формирования всесторонне развитой личности. Неотъемлемой частью всесторонности с древнейших времен считается хорошее физическое развитие, и поэтому именно в детском саду должна быть заложена правильная и прочная основа физического развития детей. Физическое воспитание в детском саду, как органическая часть учебно-воспитательной работы, осуществляет в единстве с другими учебными дисциплинами нравственное, эстетическое и патриотическое воспитание детей. В основе педагогической деятельности лежит принцип взаимодействия субъектов, их взаимного влияния друг на друга. Построение взаимодействия требует учета взрослым объективных законов развития ребенка и определенной позиции взрослого в отношении ребенка. Центральным является отношение к ребенку как к человеку, признание его наивысшей ценностью. Практическая реализация гуманистического отношения к ребенку осуществляется, к сожалению, еще не с должной степенью ответственности. Ведь значительная часть сегодняшних педагогов - вчерашние воспитанники авторитарной школы. У них уже сложился привычный стиль педагогической деятельности, при котором ребенок чаще выступает объектом воздействия взрослого.

В такой ситуации взрослый заранее определяет линию поведения ребенка или группы детей, требует от них подчинения своим действиям, полагая, что дети готовы к восприятию и усвоению того материала, который им предлагается. При этом не учитываются интересы, желания детей, уровень развития разных видов деятельности, их избирательное отношение к окружающему, в том числе и к воздействиям взрослых.

В пространстве же гуманистического взаимодействия ребенок, равно как и взрослый, занимает активную позицию. Педагог всегда имеет дело с субъектом, хотя мера способности быть субъектом у ребенка может быть малой. Взаимодействие, с этой точки зрения, протекает как сотворчество, сотрудничество педагога и ребенка. Решающее значение здесь имеет педагогическая стратегия.

Педагогическая стратегия заключается в устойчивой последовательной ориентации педагога на цель воспитания и обучения ребенка, а также в умении интерпретировать факты поведения, поступки, действия ребенка согласно проекцируемой цели. Цель конкретизируется в иерархической системе частных задач. Решение конкретной задачи обеспечивается системой адекватных воздействий на ребенка в определенных условиях. Воздействие - это единица взаимодействия, акт педагога, действие, направленное на ребенка в общем контексте взаимодействия с ним, имеющее определенную цель. Воздействие - это также акт ребенка, направленный на взрослого (инициативное обращение, действие) с целью удовлетворения различных потребностей.

Взаимодействие в системе «педагог-ребенок» рассматривается нами как процесс взаимных воздействий субъектов друг на друга, их взаимного влияния, изменения и развития. По отношению к ребенку результатом взаимодействия являются качественные, устойчивые, позитивные и необратимые изменения в его психике, а по отношению ко взрослому - его личностный и профессиональный рост.

Педагог, который должен обеспечить полноценное психическое здоровье ребенка, не может не развиваться сам. Ученые подчеркивают, что высшего уровня мастерства могут достичь только те педагоги, которые не испытывают затруднений в анализе своей деятельности, а также в деятельности других педагогов и детей. Способность к самоанализу базируется на знании закономерностей протекания педагогической деятельности и владении способами ее организации и анализа. Существенное значение для организации взаимодействия имеет понимание педагогом основных законов психического развития и умение применять их в определенных ситуациях.

Закон поэтапности детского развития, разработанный Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, Л.А. Леонтьевым, Л.И. Божович, гласит, что в развитии ребенка, можно выделить стадии, последовательно сменяющие друг друга в онтогенезе. Каждая стадия характеризуется целостностью психического развития и имеет свои качественные особенности: определенную социальную ситуацию, ведущий вид деятельности и основные психологические новообразования[15]. Возникнув в определенной ситуации, новообразования вступают с ней в противоречие и закономерно ее разрушают. Значение данного закона для организации взаимодействия заключается, на наш взгляд, в том, что взрослый должен осознать форму отношений, в которые вступает ребенок в данный возрастной период, определить, каков достигнутый уровень его развития, какую деятельность необходимо развивать и как она усваивается ребенком, какие новообразования должны возникнуть, чтобы поднять ребенка на новый качественный уровень.

Страницы: 1 2


Выводы
1. На основании полученных результатов исследования в экспериментальной группе можно сделать следующий вывод: пожарные считают, что самыми важными экологическими проблемами являются проблемы загрязнения окружающей среды - 75% и воды - 55%; - решение экологических проблем возможно с помощью строительства новых очистных сооружений на зав ...

Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа эксперимента
Для эффективного психолого-педагогического сопровождения нам необходима информация об особенностях развития мотивационной, эмоционально-волевой сфер, а так же о коммуникативных особенностях учащихся, составивших выборку нашего исследования. Необходимые данные, в первую очередь были нами получены в ходе предварительного изучения анализа ...

Виды и причины отклонений в развитии у детей
Известно, что у человека как биологического существа есть риск рождения детей с отклонениями от общепринятой биосоциальной нормы. Развитие человеческой цивилизации повлекло за собой возрастание различных (соматических, сенсомоторных, эмоционально-волевых и психических) нарушений, особенно заметных в детском возрасте. В основе тех или и ...