Исследование влияния семейного воспитания на дисгармонизацию характера подростков
Страница 1

Информация » Влияние стилей семейного воспитания на формирование дисгармонизаций характера подростков » Исследование влияния семейного воспитания на дисгармонизацию характера подростков

Объектом исследования являются ученики 8 класса МОУ СОШ №1 с. Канглы Минераловодского района и их родители.

В ходе диагностики было опрошено 40 человек (20 подростков и 20 родителей).

Данное исследование проходило в три этапа.

1. Диагностика учащихся.

Для диагностики подростков использовались следующие методики: «Характерологический опросник» К. Леонгарда и «Методика диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки, адаптированная

А.К. Осницким.

Данные методики предъявлялись учащимся в четверг – наименее загруженный учебными предметами – с недельным интервалом. При этом все преподаватели были предупреждены о проходящем исследовании, с целью обеспечения максимального психологического комфорта подростков.

2. Диагностика родителей учащихся.

Родителям учащихся предлагался «Опросник анализа семейного воспитания» Э.Г. Эйденмиллера (АСВ).

Цель данного исследования родителей подростков – определить стиль семейного воспитания. Каждому человеку предоставлялся ряд вопросов, на которые им необходимо было ответить индивидуально.

В итоге необходимо было определить, как стиль семейного воспитания влияет на дисгармонизацию характера подростков.

3. Анализ полученных результатов.

Анализ результатов «Характерологический опросник» К. Леонгарда представлен на рисунке№1.

Рис.1 Результаты изучения типов акцентуаций характера у подростков.

Как видно из Рис.1 в данном коллективе подростков значительно преобладает демонстративный тип характера. Людей с демонстративным типом характеризует легкость установления контактов, стремление к лидерству, жаждой власти и похвалы, склонность к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью. Этот тип демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам. Такие люди раздражают окружающих своей самоуверенностью, высоким уровнем притязаний. Систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Обвинительны, артистичны, обходительны, проявляют неординарность в мышлении и поступках.

Анализ диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки представлен на рисунке №2.

Рис.2 Результаты изучения агрессивности подростков.

Проведя качественный анализ видно, что в данной группе подростков преобладают косвенная агрессия и обида. Подростки с косвенной агрессией используют окольные пути, направленные против лиц - сплетни, шутки и проявления не направленных, неупорядоченных, взрывов ярости.

Подростки с преобладающей обидой - проявляют зависть, ненависть к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольство кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания.

При этом агрессия преобладает у подростков с возбудимой, гипертимной и демонстративной акцентуациями характера, а обида – у подростков с тревожными, эмотивными и педантичными акцентуациями.

Проанализировав результаты исследования стиля семейного воспитания, мы видим, что в семье, где преобладает гипопротекция или доминирующая гиперпротекция у подростков формируется гипертимная акцентуация характера – безответственность, неумение спокойно анализировать, агрессивность; при гиперпротекции и эмоциональном отвержении – быстрая смена настроения от «мировой скорби» к безудержному веселью, раздражение. Истероидная акцентуация формируется при потворствующей гиперпротекции, шизоидная – при жестоких взаимоотношениях в семье. При унижении подростка родными и близкими формируется циклоидный тип характера [Приложение 4].

Страницы: 1 2


Био- и социогенетические концепции развития психики
Биогенетическая теория обращает основное внимание на биологические детерминанты развития, из которых выводятся или с которыми соотносятся социально – психологические свойства. Сам процесс развития трактуется главным образом как созревание, стадии которого универсальны. Типы развития и вариации возрастных процессов выводятся из генетиче ...

Приложения
Приложение 1. КАРТА СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ "ГРУППЫ РИСКА". 1. Учреждение, где проводится обследование 2. Дата: РАЗДЕЛ 0 (общие данные) 3. Пол: м/ж ФИО 4. ВозрастДата рождения 5. Адрес 6. 1 группа здоровые дети, в услов. сем. депривации 7. 2 группа дети с орган. предиспозицией,в услов. с ...

Профилактика
В профилактической работе важное значение имеет выявление и исследование совокупности всех причин, побудительных мотивов, обстоятельств и действий личности или социальных групп, составляющих явные или скрытые механизмы их поведения, не соответствующего принятым в обществе нормам или правилам. Множество этих факторов, а также негативных ...