Исследование влияния семейного воспитания на дисгармонизацию характера
подростковСтраница 1
Объектом исследования являются ученики 8 класса МОУ СОШ №1 с. Канглы Минераловодского района и их родители.
В ходе диагностики было опрошено 40 человек (20 подростков и 20 родителей).
Данное исследование проходило в три этапа.
1. Диагностика учащихся.
Для диагностики подростков использовались следующие методики: «Характерологический опросник» К. Леонгарда и «Методика диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки, адаптированная
А.К. Осницким.
Данные методики предъявлялись учащимся в четверг – наименее загруженный учебными предметами – с недельным интервалом. При этом все преподаватели были предупреждены о проходящем исследовании, с целью обеспечения максимального психологического комфорта подростков.
2. Диагностика родителей учащихся.
Родителям учащихся предлагался «Опросник анализа семейного воспитания» Э.Г. Эйденмиллера (АСВ).
Цель данного исследования родителей подростков – определить стиль семейного воспитания. Каждому человеку предоставлялся ряд вопросов, на которые им необходимо было ответить индивидуально.
В итоге необходимо было определить, как стиль семейного воспитания влияет на дисгармонизацию характера подростков.
3. Анализ полученных результатов.
Анализ результатов «Характерологический опросник» К. Леонгарда представлен на рисунке№1.
Рис.1 Результаты изучения типов акцентуаций характера у подростков.
Как видно из Рис.1 в данном коллективе подростков значительно преобладает демонстративный тип характера. Людей с демонстративным типом характеризует легкость установления контактов, стремление к лидерству, жаждой власти и похвалы, склонность к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью. Этот тип демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам. Такие люди раздражают окружающих своей самоуверенностью, высоким уровнем притязаний. Систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Обвинительны, артистичны, обходительны, проявляют неординарность в мышлении и поступках.
Анализ диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки представлен на рисунке №2.
Рис.2 Результаты изучения агрессивности подростков.
Проведя качественный анализ видно, что в данной группе подростков преобладают косвенная агрессия и обида. Подростки с косвенной агрессией используют окольные пути, направленные против лиц - сплетни, шутки и проявления не направленных, неупорядоченных, взрывов ярости.
Подростки с преобладающей обидой - проявляют зависть, ненависть к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольство кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания.
При этом агрессия преобладает у подростков с возбудимой, гипертимной и демонстративной акцентуациями характера, а обида – у подростков с тревожными, эмотивными и педантичными акцентуациями.
Проанализировав результаты исследования стиля семейного воспитания, мы видим, что в семье, где преобладает гипопротекция или доминирующая гиперпротекция у подростков формируется гипертимная акцентуация характера – безответственность, неумение спокойно анализировать, агрессивность; при гиперпротекции и эмоциональном отвержении – быстрая смена настроения от «мировой скорби» к безудержному веселью, раздражение. Истероидная акцентуация формируется при потворствующей гиперпротекции, шизоидная – при жестоких взаимоотношениях в семье. При унижении подростка родными и близкими формируется циклоидный тип характера [Приложение 4].
Особенности личности больных с хроническими заболеваниями с различной
степенью адаптации
Сначала рассмотрим особенности самосознания испытуемых экспериментальных групп.
Группа A (высокий уровень адаптации)
Результаты, полученные с помощью шкалы «Самоприятие» показали, что большинство испытуемых данной группы имеют высокий и средний уровень самоприятия (33%). У испытуемых группы A низких показателей по шкале «Самоприятие» ...
Работа с агрессивным поведением детей в рамках современной практической
психологии.
В этом разделе мы постараемся осветить уже проводимую с детьми работу в области консультирования и психотерапии, выделив схожие положения и методы работы с агрессивным поведением детей.
Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию всех её областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического ...
Виды и стили взаимодействия педагога и ребенка
Долгое время существовали различия между отечественным подходом к проблеме (стиля деятельности, активности) и зарубежным (когнитивного стиля руководства и лидерства). Если в отечественной науке изучение стиля деятельности проводилось на основе деятельностного подхода, то в зарубежной психологии это было связано с личностными факторами в ...