Изучение семьи как необходимого условия гармонизации характера подростков. Описание методик исследования
Страница 2

Информация » Влияние стилей семейного воспитания на формирование дисгармонизаций характера подростков » Изучение семьи как необходимого условия гармонизации характера подростков. Описание методик исследования

В опроснике АСВ диагностируется следующие нарушения семейного воспитания:

1. Уровень протекции – сколько сил, уделяют родители воспитанию ребенка:

1) гиперпротекция (чрезмерная) – шкала Г+;

2) гипопротекция (недостаточная) - шкала Г-.

2. Степень удовлетворения потребностей – в какой –то мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, как материально-бытовых, так и духовных:

1) потворствование (стремление родителей к максимальному и не критическому удовлетворению любых потребностей ребенка) – шкала Y+;

2) игнорирование потребностей ребенка (недостаточное стремление родителей к удовлетворению любых потребностей ребенка) – шкала Y-.

3. Уровень требовательности к ребенку в семье. Они выступают в виде обязанностей, запретов, наказаний:

1) чрезмерность требований – обязанностей представляет риск психотравматизма – шкала Т+;

2) недостаточность требований – обязанностей приводит к трудности привлечения ребенка к какому – либо делу – шкала Т-;

3) чрезмерность требований-запретов формирует реакцию эмансипации или предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной акцентуации – шкала З+;

4) недостаточность требований-запретов стимулирует развитие гипертимного, неустойчивого типа характера – шкала З-;

5) чрезмерность санкций – чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения – шкала С+;

6) минимальность санкций – упование на поощрения, сомнения в результативности любых наказаний – шкала С-.

4. Неустойчивость стиля воспитания - резкая смена стиля, приемов воспитания, формирующая упрямство – шкала Н.

Нарушение семейного воспитания

Уровень протекции

Полнота удовлетворения потребностей

Степень предъявления требований

Степень запрета

Строгость санкций

П

У

Т

З

С

Г+, Г-

У+, У-

Т+, Т-

З+, З-

С+, С-

Потворствующая гиперпротекция

+

+

-

-

-

Доминирующая гиперпротекция

+

+-

+-

+

+-

Эмоциональное отвержение

-

-

+

+

+

Гиперпротекция

-

-

-

-

+-

Повышенная моральная ответственность

-

-

+

+-

+-

+ - чрезмерная выраженность соответствующей черты воспитания;

- - недостаточная выраженность;

+- - при данном типе воспитания возможны как чрезмерность данной черты, так и недостаточность или просто выраженность.

Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип целенаправленного воспитания.

Страницы: 1 2 3


Результаты анализа данных, полученных по опроснику К. Леонгарда – Г. Шмишека
Данные распределения психологических типов в исследуемых группах представлены в таблице № 3. Таблица № 3. Распределение психологических типов в экспериментальной и контрольной группах. № п/п Название типа характера по К. Леонгарду Количество случаев в группах Экспериментальная группа Контрольная группа 1 Гипер ...

Глоссарий
Активность – понятие, указывающие на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей. Инстинкты (с точки зрения перинатальной психологии) – психофизиологические представители бессознательного в реальной жизни человека, являющиеся инструментом адаптаци ...

Определение понятия ожидания в межличностных отношениях
Прежде чем начать изучение феномена ожидания, определим его значение в психологии. В наиболее широком смысле социальные ожидания понимаются как "элемент социальной психики, который является следствием социального взаимодействия" [19]. В данном определении дается лишь родовое отнесение этого феномена к системе психологических ...