Изучение семьи как необходимого условия гармонизации характера подростков. Описание методик исследованияСтраница 2
В опроснике АСВ диагностируется следующие нарушения семейного воспитания:
1. Уровень протекции – сколько сил, уделяют родители воспитанию ребенка:
1) гиперпротекция (чрезмерная) – шкала Г+;
2) гипопротекция (недостаточная) - шкала Г-.
2. Степень удовлетворения потребностей – в какой –то мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, как материально-бытовых, так и духовных:
1) потворствование (стремление родителей к максимальному и не критическому удовлетворению любых потребностей ребенка) – шкала Y+;
2) игнорирование потребностей ребенка (недостаточное стремление родителей к удовлетворению любых потребностей ребенка) – шкала Y-.
3. Уровень требовательности к ребенку в семье. Они выступают в виде обязанностей, запретов, наказаний:
1) чрезмерность требований – обязанностей представляет риск психотравматизма – шкала Т+;
2) недостаточность требований – обязанностей приводит к трудности привлечения ребенка к какому – либо делу – шкала Т-;
3) чрезмерность требований-запретов формирует реакцию эмансипации или предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной акцентуации – шкала З+;
4) недостаточность требований-запретов стимулирует развитие гипертимного, неустойчивого типа характера – шкала З-;
5) чрезмерность санкций – чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения – шкала С+;
6) минимальность санкций – упование на поощрения, сомнения в результативности любых наказаний – шкала С-.
4. Неустойчивость стиля воспитания - резкая смена стиля, приемов воспитания, формирующая упрямство – шкала Н.
Нарушение семейного воспитания |
Уровень протекции |
Полнота удовлетворения потребностей |
Степень предъявления требований |
Степень запрета |
Строгость санкций |
П |
У |
Т |
З |
С | |
Г+, Г- |
У+, У- |
Т+, Т- |
З+, З- |
С+, С- | |
Потворствующая гиперпротекция |
+ |
+ |
- |
- |
- |
Доминирующая гиперпротекция |
+ |
+- |
+- |
+ |
+- |
Эмоциональное отвержение |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
Гиперпротекция |
- |
- |
- |
- |
+- |
Повышенная моральная ответственность |
- |
- |
+ |
+- |
+- |
+ - чрезмерная выраженность соответствующей черты воспитания;
- - недостаточная выраженность;
+- - при данном типе воспитания возможны как чрезмерность данной черты, так и недостаточность или просто выраженность.
Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип целенаправленного воспитания.
Воспитание толерантности у подростков
Толерантность часто трактуется как терпимость к иному. Однако в последнее время исследователи все чаще высказываются против понимания толерантности как снисходительно-равнодушного отношения к другому. Индифферентной терпимости противопоставляется активная позиция принятия, признания, понимания другого. Таким образом, под толерантностью ...
Частные приемы работы со сказкотерапией.
Первое упражнение касается работы над недостатками и достоинствами. Ведущий тренинга предлагает участникам подумать и выбрать то качество, которое на взгляд участников, развито у них недостаточно. Затем следует вспомнить какого-нибудь сказочного героя, который обладает этим качеством в полной мере, может быть даже с избытком. Совсем нео ...
Опытно-экспериментальная работа по исследованию сюжетно-ролевой игры как
фактора развития положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного
возраста. Констатирующий этап исследовательской раб
Опытная-экспериментальная работа проводилась в старшей группе дошкольного возраста Арзамасцевского ДОУ.
Гипотеза
: Анализ психолого-педагогической литературы позволил мне предположить, что сюжетно-ролевая игра способствует формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при системном и кос ...