Изучение семьи как необходимого условия гармонизации характера подростков. Описание методик исследования
Страница 1

Информация » Влияние стилей семейного воспитания на формирование дисгармонизаций характера подростков » Изучение семьи как необходимого условия гармонизации характера подростков. Описание методик исследования

В связи с поставленными задачами в качестве основных эмпирических методов использовались три диагностические методики.

1. Характерологический опросник К. Леонгарда [Приложение 1].

Данный опросник предназначен для диагностики типа акцентуации личности. Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют стержень, ядро личности. В случае яркой выраженности (акцента) основные черты становятся акцентуациями характера. Соответственно личности, у которых основные черты ярко выражены, названы Леонгардом «акцентуированными». Термин «акцентуированные личности» занял место между психопатией и нормой. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических, но и в случае воздействия неблагоприятных факторов акцентуации могут приобретать патологических характер, разрушая структуру личности [13, С.3].

Характерологический опросник К. Леонгарда включает 10 шкал соответствующих определенным акцентуациям характера. Первая шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью, вторая шкала показывает возбудимую акцентуацию. Третья шкала говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого. Четвертая шкала показывает склонность испытуемого к педантизму. Пятая – выявляет повышенную тревожность, шестая – склонность к перепадам настроения, седьмая шкала говорит о демонстративности поведения испытуемого, восьмая – о неуравновешенности поведения. Девятая шкала показывает степень утомляемости, десятая – силу и выраженность эмоционального реагирования. И состоит из 88 вопросов, на которые испытуемому необходимо ответить «да», если он согласен с утверждением и «нет» - если не согласен. Время для ответов не ограничено [ 6, С.32].

В ходе интерпретации полученных результатов необходимо баллы, полученные по каждой шкале умножить на соответствующий коэффициент. Максимальная сумма баллов после умножения – 24. По некоторым источникам, признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Другие же на основании практического применения опросника считают, что сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 19 баллов черта характера является акцентуированной.

2. Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки (адаптация А.К. Осницкого) [Приложение 2].

Данная методика состоит из75 утверждений, на которые испытуемому в соответствии со своим стилем поведения, образом жизни, необходимо ответить одним из четырех возможных ответов: «Да», «Пожалуй, да», «Пожалуй, нет», «Нет» [14, С.174-180].А. Басс и А. Дарки предложили опросник для выявления важных, по их мнению, показателей форм агрессии:

1) использование физической силы против другого лица – физическая агрессия;

2) выражение негативных чувств, как через форму, так и через содержание словесных обращений к другим лицам – вербальная агрессия;

3) использование окольным путем, направленных против лиц сплетен, шуток и проявления не направленных, неупорядоченных, взрывов ярости – косвенная агрессия;

4) аппозитивная форма поведения направленная обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов – негативизм;

5) склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости - раздражение;

6) склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающим из убеждения, что окружающие намерены причинить вред – подозрительность;

7) проявление зависти, ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольство кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания – обида;

8) отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения самого обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо: вредно, злобно или бессовестно – аутоагрессия или чувство вины.

При обработке данных в обычных условиях ответы «Да» и «Пожалуй, да», объединяются (суммируются как ответы «да»), так же как и ответы «Пожалуй, нет» и «Нет» (суммируются как ответы «нет»).

3. Опросник анализа семейного воспитания Э.Г. Эйденмиллера (АСВ) Опросник АСВ позволяет диагностировать тип семейного воспитания и характер его нарушений. Его можно использовать при исследовании тех проблемных семей, где есть нервные подростки и подростки с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведении [20].

Страницы: 1 2 3


Соотношение биологического и социального
Рис. 8 - Соотношение базовых понятий Рис. 9 - Факторы формирования личности Вопросы для самопроверки: 1. Из чего состоит личность человека? 2. Какие факторы влияют на формирование личности? 3. Какие можно выделить социальные факторы? ...

Теоретический анализ проблемы развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте. Полоролевая идентичность, ее формирование
Пол генетически обусловлен, и некоторые полагает, что мужчины и женщины резко отличаются друг от друга по своим интеллектуальным способностям, чертами личности, манере поведения, способам адаптации к взрослой жизни, прежде всего, в силу заложенной в них генетической программы. Сторонники противоположной точки зрения утверждают, что отли ...

Свойства внимания
Колебание внимания. Оно выражается в периодической смене объектов, на которые оно обращается. Колебание внимания следует отличать от повышения или понижения интенсивности внимания, когда в отдельные отрезки времени оно бывает то более, то менее напряженным. Колебание внимания наблюдается даже при самом сосредоточенном и устойчивом вни ...