Агрессивность подростков: ее виды и критерииСтраница 1
В настоящее время особенно ярко агрессия проявляется в подростковом возрасте. Многие из них таким способом стремятся достичь чего-либо. Причем, исследования показали, что если раньше чаще всего встречались с агрессивными поведением подростки мальчики, то на данный момент очень сильно возрос процент агрессивности и у девочек. Она проявляется не только по отношению к родителям, братьям, сестрам и другим родственникам, но и к сверстникам и даже к незнакомым людям.
Проблема агрессивного поведения еще не исследована и не решена до конца, и ей занимались такие психологи как: А. Бандура, Р. Уолтерс, Сирс, Голдфэро, Леви и другие.
Э. Фром считает, что существует два вида агрессии – «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит защитный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии, «Злокачественная» агрессия представляет собой деструктивность, жестокость; бывает спонтанной и связана со структурой личности. В данной связи многие авторы разделяют понятия «агрессия» и «агрессивность», определяя «агрессивность как свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии» [16, С. 10-15].
Агрессия - это враждебная реакция человека для защиты «занимаемой территории», стремление к господству, реакция человека на враждебную окружающую действительность.
Агрессивность – это психологическое состояние, свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций в основном в области субъектно-субъектных отношений.
Выделяют следующие виды агрессии:
1) физическая агрессия (нападения) – использование физической силы против другого лица или объекта;
2) вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);
3) прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта;
4) косвенная агрессия – действие, которое окольным путем направлено на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т.п.), и действия, характеризующие направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битьё кулаками по столу и т.п.);
5) инструментальная агрессия – является средством достижения какой-либо цели;
6) враждебная агрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии;
7) аутоагрессия - проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесение себе телесных повреждений в плоть до самоубийства.
Анализируя агрессивность как свойство личности, американскими психологами, работающими с подростками, были выделены следующие диагностические критерии, позволяющие говорить о наличии данного свойства у подростка в той или иной степени.
1) Угрожают другим людям (вербально, взглядом жестом).
2) Инициируют физические драки.
3) Используют в драке предметы, которые могут ранить.
4) Физически жестоки по отношению к людям и животным (намеренно делают больно).
5) Воровство по отношению к человеку, который не нравится.
6) Намеренная порча имущества.
7) Шантаж, вымогательство.
8) Отсутствие дома ночью без разрешения родителей.
9) Побег из дома.
10) Не ходит в школу, либо выгнали из школы.
В данной возрастной категории качеством агрессивности обладают подростки, у которых в течение шести или более месяцев одновременно проявляются три критерия.
Американский психолог М. Алворд выделяет ряд характерологических особенностей агрессивных подростков, которые обозначают внутренние противоречия, проблемные зоны и внутренние конфликты таких подростков. Выделение характерологических особенностей весьма важно, так как именно эти особенности агрессивных подростков являются предметом коррекционной работы.
Особенности ориентировки в пространстве детей с нарушениями зрения. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с
нарушениями зрения
Зрительная функция осуществляется благодаря сложной системе различных взаимосвязанных структур — зрительного анализатора и позволяет ориентироваться в пространстве, воспринимать форму и цвет предметов, видеть их на разном состоянии, при ярком свете и в сумерках.
Функции глаза включают центральное и периферическое зрение, светоощущение, ...
Экспериментальное исследование влияния среды на готовность младшего
школьника к обучению в средней школе. Анализ методов и
методик исследования
В соответствии с целью мы определили следующие задачи исследования:
1. Изучить зависимость между физическим и психическим здоровьем ребенка и его способностью адаптироваться.
2. Определить зависимость между мотивацией школьника и адаптацией его при переходе из начальной в среднюю школу.
3. Изучить возможности влияния среды на готовно ...
Способность к общению и её значение в развитии организаторских и коммуникативных
качеств.
Ранее было показано, что способности к общению в наибольшей степени социально обусловлены. Они проявляются в уровне реализации у индивида всех трёх сторон общения: коммуникативной – в средствах передачи информации (речи письменной и устной, жестах, мимике и т.д.); интерактивной – в способах и приёмах психологического воздействия и актив ...