Алгоритм работы с клиентами зрелого возраста (по Андреевой).

Сказкотерапия в групповой работе с клиентами зрелого возраста (студентами, учителями, воспитателями, практическими психологами) строится по следующему алгоритму:

1. «Разогрев». Используются упражнения для перевода адекватного, рационального восприятия мира на символически-мифологический уровень.

2. Чтение и прослушивание сказки. Выбор народной сказки осуществляется исходя из потребностей членов группы и особенностей групповой динамики.

3. Выбор сказочных персонажей. Каждый член группы по желанию выбирает главные и второстепенные, одушевленные и неодушевленные сказочные образы, опираясь на два принципа: «сказочный персонаж похож на меня» и «сказочный персонаж совсем не похож на меня».

4. Идентификация с образами. Участники готовят и используют сказочные атрибуты, проводят свернутую минирепетицию для лучшей идентификации с собственными образами, знакомства с другими персонажами, для пространственного обозначения мест сказочных действий.

5. Настрой на спонтанность и творческость. На фоне функциональной музыки все персонажи исполняют коллективный танец.

6. Постановка сказки. В сказочном действии все персонажи на телесном и эмоциональном уровне проживают сюжет и свои трансформации в рамках этого сюжета, при этом используя спонтанные реплики и поведенческие модели.

7. Рефлексия. Участники вербализируют свои чувства и телесные ощущения, полученный опыт в ходе взаимодействия и общения с другими сказочными персонажами. В рефлексии участвует супервизор.

8. Дополнительное обсуждение.

9. Теория сказкотерапии. Теоретический анализ наработанного клиентского опыта.

10. Повторная постановка сказки. Во-первых, предоставляется возможность еще раз «прожить» линию сказочного персонажа, но уже с новым опытом и подключением внутренних ресурсов, во-вторых, можно выбрать совершенно другой сказочный образ и получить новый эмоциональный, телесный опыт.

Принципами работы ведущего сказкотерапевтической группы являются: недирективность, направленность на каждого участника в отдельности и группу в целом, креативность, спонтанность, образная и семантическая гибкость, вербально-невербальная флексибельность, постоянная рефлексивность(1,96).


Выводы и рекомендации
Таким образом, по результатам нашего исследования можно сделать следующие выводы. 1. Больные с хроническими соматическими заболеваниями характеризуются разной степенью адаптации. Личностные особенности (особенности самосознания, мотивационно-потребностной и эмоциональной сфер) выступают как фактор успешности процесса адаптации. 2. Бол ...

Развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста
На протяжении всего дошкольного возраста происходит развитие навыков ориентировки в пространстве. Ребёнок уже в раннем детстве хорошо овладевает умением учитывать пространственное расположение предметов. Однако он не отделяет направлений пространства и пространственных отношений между предметами от самих предметов. Образование представл ...

Психокоррекционные формы работы с подростками из депривированных семей
Психокоррекционная работа с подростками из семей "социального риска" имела следующие особенности: ·  Психокоррекционная работа проводилась в режиме тренинговых занятий, поэтому специалист должен был владеть тренинговыми приемами и иметь навыки работы с группой в психокоррекционном режиме;  упражнения и игры, ...