Введение.

Интерес психологов к сказке существует давно. Однако только в последние годы возникла сказкотерапия как самостоятельное направление практической психологии и сразу же приобрела огромную популярность(2,3). Нам бы хотелось подчеркнуть актуальность применения сказки как проективной методики в работе со взрослыми, так как сказка занимает незаслуженно низкое положение. Все мы стремимся узнать нечто новое, познакомиться с последними разработками в области педагогики и психологии, использовать не известные ранее технологии. Но часто забываем о том, что нам известно с раннего детства, - о сказках. Мы знаем их, но не обращаем внимание на это знание, считая его уже использованным багажом. Но это не так. В сказках для нас есть еще много неоткрытого и невостребованного. Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека(2,74). Количество проблем, с которыми сталкиваются люди, с каждым годом растет. Они требуют своего решения. А сказка помогает не только выявить и осознать эти проблемы, но и найти выход из сложившейся ситуации.

Для психодиагностики проблем клиента чаще всего используются опросники и проективные методики. При применении опросниковых методов возникает проблема неискренности клиентов, так как большинству людей свойственно стремление казаться лучше, чем они о себе думают. Кроме того, опросники ограничивают клиентов в выборе обсуждаемых проблем, так как предлагают уже готовый и общий для всех перечень вопросов, на которые предлагается дать ответ. Причем не акцентируется внимание на том, актуальна для человека обсуждаемая проблема или есть что-то более значимое. Существенная особенность опросниковых методов и в том, что они адресуются к осознанной информации клиента. Сказка же по своим свойствам являет противоположность опросникам(2,180).

Этот вид диагностики в разных формах используются во всем мире в виде проективной методики, и как инструмент работы практического психолога удобен по многим соображениям. На начальном этапе сказка позволяет наладить контакт и разговорить клиента, а так же в быстрой и щадящей форме очертить его проблемное поле, выяснить, что на данный момент времени его больше беспокоит(5,172). Кроме того, у клиентов меньше возможности искажать или утаивать информацию, так как она извлекается из бессознательного и выражается на языке метафор, а не открытым текстом.

На первом этапе работы нами было принято решение провести исследование, которое позволило бы выявить эффективность использования сказки как проективной методики при раскрытии актуальных для студентов проблем. Данное исследование мы проводили на факультете музыкального образования. В этом году цель нашей работы – сравнительный анализ сказок, сочиненных студентами-музыкантами и студентами-психологами, выявление сходства и различий в построении сюжета, позициях героев, средствах решения проблем, наличии атрибутов связанных с будущей профессиональной деятельностью.