Раздражители и реакции. Раздражители
Раздражители могут пробуждать в нас те или иные пережитые события и чувства. Тот или иной настрой определяет вид реакции. Находясь в приятной компании, мы реагируем на раздражитель иначе, чем если бы мы оказались в напряженной обстановке. Наше чувство, возникающее в ответ на раздражитель, складывается из двух компонентов: настроения и движущей силы. Следствием движущей силы является то, что наше настроение проявляется в том или ином движении. Из всего этого мы можем заключить следующее: душевные порывы тесно связаны с физическими движениями.
По своему содержанию физические движения соответствуют лежащему в их основе чувству и имеющейся двигательной силе. Физические движения направлены к цели психических переживаний.
В зависимости от силы чувства или от двигательной силы физическое проявление этого может быть более конкретным, более сильным или более продолжительным. Для выражения наших психических структур мы бессознательно используем аналогии и символы.
При возникновении определенного чувства соответствующие нервные центры начинают проявлять активность, вызывая тем самым активность связанных с ними групп мускулов. Например, на яркий солнечный свет мы спонтанно реагируем сужением век и сведением бровей. В этом случае мы имеем дело с непосредственной реакцией. Такое же поведение мы демонстрируем как опосредованную реакцию в том случае, если мы хотим рассмотреть какой-нибудь предмет или если мы хотим припомнить что-то, происшедшее много лет назад. Основополагающим для обеих ситуаций является желание сконцентрироваться. В первом случае – желание разглядеть что-либо против слепящего солнечного света, во втором – вообще что-нибудь увидеть. При второй, опосредованной реакции отсутствовал имевшийся в первом случае повод, но выражавшееся таким образом желание было идентичным первому. Без раздражителя не бывает никаких реакций.
Лабораторная работа № 5
Тема: Внимание
Методика: Объем внимания. (выполняется с экспериментатором)
Цель: Определить объем внимания.
Оборудование: карточки с изображением точек, секундомер, бланки для заполнения.
Порядок работы
Испытуемому на короткое время (1с) предъявляются по одной из восьми карточек с изображением от двух до девяти точек. Каждая карточ ...
Общение со взрослыми и его влияние на становление личности
подростка. Механизмы возникновения
конфликтных взаимоотношений подростков со взрослыми
Тема влияния взрослых на детей, на формирование их психических функций освещена в работах Л.С. Выготского. Взаимодействие родителей и детей в благополучных семьях продолжается всю жизнь, а в неблагополучных - периодически. В зависимости от ставящихся целей и используемых средств оно бывает созидательным или разрушающим, блокирующим новы ...
Практическая часть. Характеристика
объекта исследования
В нашем исследовании проводится анкетирование 30 подростков в возрасте от 11 до 18 лет обоих полов, страдающих различными двигательными тиками. Вся группа исследуемых детей разбита на две подгруппы: по 15 девочек и 15 мальчиков. Дети одного и того же возраста представлены двумя человеками обоих полов с различной клинической картиной тик ...