Методы и организация исследования
Страница 2

1.1. Испытуемым предъявлялись на 0,07 секунд карточки с написанными на них цифрами первого десятка. Каждому испытуемому предъявлялось 10 карточек с различным расположением цифр. Всего с 35 испытуемыми было проведено 35 измерений объема внимания.

С каждым испытуемым перед основным экспериментом проводился подготовительный эксперимент. Целью его было познакомить ребят с условиями опыта. В процессе этого эксперимента они должны были хорошо уяснить, что от них требуется, как они должны себя вести во время опыта, какие карточки им будут показываться, где они будут показываться и на какое время, на какие вопросы после каждого опыта нужно дать ответы.

Перед подготовительным экспериментом боксерам давалась следующая инструкция: «Видишь карточку с цифрами? Вот такие карточки я буду тебе показывать. Посмотри. Ты должен внимательно смотреть. После того, как я скажу «внимание», ты должен называть цифры, которые видел».

Эксперимент проводился с каждым спортсменом индивидуально. Во время эксперимента с каждым испытуемым проводилось 10 опытов. Каждый раз после того, как испытуемому показывалась карточка с изображением цифр, он должен был сказать, какие цифры видел. Спортсмен находился на расстоянии 0,5 м от экспериментатора. Ответ испытуемого после каждого опыта записывался в протокол.

Для протокола предварительно заготавливалась пустая карточка-схема, в которой точками были обозначены те места, где в показываемой испытуемому карточке стояли цифры. Когда испытуемый называл цифры, которые он видел, экспериментатор заносил их на те места пустой карточки, где они в действительности стояли. Если спортсмен называет такую цифру, которой не было в предъявляемой ему карточке, экспериментатор записывал ее слева за чертой. Каждому испытуемому предъявлялось 10 различных карточек в строго определенном порядке (все карточки были пронумерованы). После опытов подсчитывался средний объем внимания спортсмена.

Изучение концентрации внимания.

Тест «Перепутанные линии»

Исследование проводится как на индивидуальных бланках, так и с помощью плаката на стандартном листе ватмана. Испытуемые на своих бланках записывают номера начала линий по порядку и за ними номера их окончания. На выполнение задания дается 7 секунд. Оценка при выполнении задания с плаката по таблице (см. приложение 3).

Инструкция: «На бланке вы видите 25 перепутанных линий. Вам необходимо проследить каждую линию слева направо и определить, где она кончается. Начинаются линии слева, кончаются обязательно справа. Начинайте с линии, обозначенной слева №1. Найдите, где она заканчивается, там стоит соответствующий номер. Затем переходите к линии №2 и т.д. ответы записывайте по порядку, например, 1–17, 2–14, 3–22. Выполнять задание следует только путем зрительного контроля, не проводить линии карандашом или пальцем».

Исследование устойчивости внимания

Испытуемому дается бланк с различными буквами (или газетный текст) и предлагается вычеркивать несколько букв или буквосочетаний (например, О и К, К и Н). В другом варианте одну из букв предлагается подчеркивать, а другую – зачеркивать. Через каждую минуту подается команда отметить чертой, сколько знаков просмотрено. При этом может меняться задание: ту букву, что зачеркивал, подчеркнуть, а ту, что подчеркивал – зачеркнуть. Работа продолжается по заданию 5 или 10 минут.

При выполнении 10 минутной пробы по корректурному бланку со сменой задания оценка выставляется по таблице. За каждую ошибку (пропущенную или неверно зачеркнутую букву) вычитывается 20 знаков, за пропущенную строку – минус 60 знаков (см. приложение 4).

Особое внимание обращается на то, как снижается (ли увеличивается) продуктивность от минуты к минуте, растет ли число ошибок.

Инструкция: «На бланке написаны различные буквы. Просматривайте каждую строчку слева направо. При этом букву «а» подчеркивайте, а букву «о» зачеркивайте. Главное – не допустить ни одной ошибки. Это первый способ работы. При втором способе нужно делать наоборот: «а» зачеркивать, а «о» подчеркивать. Начинайте работать первым способом. Через 1 минуту последует команда: «черта» – второй способ». Это значит: нужно провести вертикальную черту на том месте, где застанет команда, и продолжать работу вторым способом. Затем через 1 минуту следует команда «черта – первый способ». Поставите черту и начнете работать первым способом»

Исследование распределения и переключения внимания

Тест «Отыскивание чисел»

Используется бланк с 25-ю клетками, на котором в случайном порядке нанесены числа от 1 до 40 (15 чисел пропущено). Перед обследуемым ставится задача – записывать на контрольном листе в порядке очередности числа, которых нет на бланке (пропуск отсутствующего числа считается ошибкой).

Страницы: 1 2 3


Экспериментальное исследование решения проблем одиночества пожилых людей. Комплексный центр социального обслуживания населения
Все большую роль в процессе социальной реабилитации нуждающихся категорий населения играют нестационарные учреждения, в том числе центры социального обслуживания населения. Согласно Примерному положению о Центре социального обслуживания (от 20 июля 1993 г.) это учреждение социальной защиты населения осуществляет на территории города ил ...

«Трудные дети» в обществе.
Одна из особенностей поведения трудных детей - конфликтные длительные отношения с окружающими. Вначале конфликтные отношения возникают, как правило, помимо воли подростка с одним из родителей или педагогов. Затем конфликтная среда расширяется и завершается окончательно испорченными отношениями с большинством взрослых и сверстников. Зача ...

Результаты исследования и их обсуждение
Исследование проводилось на в СОШ №122 г. Гомеля. В качестве испытуемых выступали школьники в возрасте от 13 до 18 лет. Всего было обследовано 150 человек, из них 75 юношей и 75 девушек. Обработку данных проводили с дифференцировкой по видам памяти, полу, возрасту в учебное время и во время каникул. Дополнительно был проведен у 40 школ ...