Психологическая характеристика следственного эксперимента.
Следственный эксперимент является сильным средством психологического воздействия на его участников, поскольку его результаты нередко наглядно свидетельствуют о возможности иди невозможности определенного явления, события, а опровергнуть их подозреваемому, обвиняемому бывает трудно.
Большинство видов следственного эксперимента по своему содержанию представляет исследование и оценку, тех или иных возможностей человека:/восприятие какого-либо события, факта при определенных условиях (увидеть объекты, услышать голос человека, шум мотора, почувствовать запах, определить температуру предмета и т.д.); (совершение тех или иных действии (поднятие тяжести, проникновение через отверстие и пр.). Проверяются также умения, навыки (открыть эамок определенным способом, изготовить клише поддельной печати и т.д.). При определении условий следственного эксперимента и оценке полученных результатов надо исходить из знания психофизиологических возможностей человека.
Рассмотрим психологические аспекты подготовки к производству следственного эксперимента. Немаловажен вопрос о возможности его осуществления. Следственный эксперимент станет возможен, если следователь сумеет обеспечить:
1. Воссоздание (или моделирование) материальной обстановки, максимально сходной с той, в которой происходили проверяемые действия или события;
2. Воспроизведение (моделирование) субъективных, психофизиологических факторов;
3. Моделирование самих опытных действий.
Несмотря на наличие определенных трудностей, воссоздание обстановки чаще всего возможно. Столь же реальна возможность моделирования самих опытных действий. Все действия, кроме преступных, можно воспроизвести.
Значительно сложнее обстоит дело с воспроизведением психофизиологических факторов. В принципе невозможно полностью смоделировать все психологические состояния человека, психофизиологический механизм его действий. В искусственно созданной обстановке человек неизбежно чувствует и действует иначе, чем в обычных условиях. Он психологически напряжен, внимание его повышено - все это существенно скажется на результатах его действий.
Психология развития ребенка в дошкольном возрасте
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяется: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов Деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, ...
Свойства внимания
Колебание внимания.
Оно выражается в периодической смене объектов, на которые оно обращается.
Колебание внимания следует отличать от повышения или понижения интенсивности внимания, когда в отдельные отрезки времени оно бывает то более, то менее напряженным. Колебание внимания наблюдается даже при самом сосредоточенном и устойчивом вни ...
Соотношение
биологического и социального
Рис. 8 - Соотношение базовых понятий
Рис. 9 - Факторы формирования личности
Вопросы для самопроверки:
1. Из чего состоит личность человека?
2. Какие факторы влияют на формирование личности?
3. Какие можно выделить социальные факторы? ...

