Психология разоблачения маскировок, инсценировок и ложных алиби
Страница 4

Информация » Психологические особенности следственных действий » Психология разоблачения маскировок, инсценировок и ложных алиби

Ложная демонстрация рассчитана на то, что кажущаяся ясность события заставит следователя отказаться от поиска следов маскируемого преступления.

В соответствии с целями различают следующие виды инсценировок:

1.Созданные с целью "правдоподобного" представления о мотивах преступной деятельности (мотивационные инсценировки);

2.Созданные с целью "правдоподобного" представления о способе преступной деятельности (операциональные инсценировки);

3.Созданные с целью формирования "правдоподобного" образа относительно субъекта преступной деятельности (ролевые инсценировки);

4.Созданные с целью формирования "правдоподобного" образа результата преступной деятельности (когнитивные инсценировки).

Процесс формирования модели инсценировки у преступника проходит ряд этапов:

1) определение цели инсценировки;

2) мысленное моделирование и планирование инсценировки;

3) принятие решения по порядку проведения инсценировки;

4) выбор и подготовка средств сокрытия, возможных вариантов аргументации своей непричастности к событию преступления;

5) реализации инсценировки;

6) оценка субъектом результатов инсценировки;

7) выбор линии поведения субъекта после инсценировки.

Часто встречающейся разновидностью инсценировки является ложное алиби. Суть ложного алиби сводится к попыткам преступника убедить работников органов правопорядка в том обстоятельстве, что он не имел физической возможности совершить преступление, так как в период совершившегося события находился в другом месте. Ложное алиби создается самим преступником, а также по договоренности с другими лицами, действующими в его интересах.

Возможны два варианте действий преступников для создания ложного алиби:

1) сокрытие преступниками времени совершения преступления посредством "размывания" границ его временных параметров (уничтожение следов, которые могут ориентировать относительно времени преступления и т.д.);

2) изменения времени совершения преступления путем "смещения" его фактических временных параметров на более поздний или более ранний период. В этом случае преступнику обычно приходится заранее обдумывать более сложные инсценировки (например, распространение слуха, что потерпевший в определенный период времени был жив, хотя фактически он был убит) или договариваться и инструктировать лжесвидетелей о своем ложном алиби.

Разоблачение инсценировок требует высокой профессиональной подготовленности работников органов правопорядка, проявления ими рефлексивности мышления, умения рассуждать о рассуждениях субъекта преступления. Безусловно, позитивно сказывается опыт деятельности в должности сотрудника правоохранительных органов.

Часто разоблачение инсценировок связано с анализом личности подозреваемого в преступлении - субъекта инсценировки. Исследования показывают, что ошибки и просчеты в инсценировочных действиях могут быть связаны с: недостаточностью знаний, в том числе специальных (юридических, медицинских и др.); недостаточностью умений и навыков; нехваткой времени для подготовки и исполнения инсценировки; ограниченностью в выборе технических средств; неподходящими условиями окружающей среды; с неадекватным эмоциональным состоянием преступника; недостаточной подготовленностью лжесвидетелей и другими факторами.

Учитывая возможность таких ошибок работникам органов правопорядка следует уделять при диагностике инсценировки больше внимания противоречиям в информации, представляемой инсценировщиком и реальной обстановкой, объективными закономерными проявлениями в поведении людей (например, небольшой синяк на лице и утверждения преступника о нахождении после удара без сознания в течение полутора часов).

Страницы: 1 2 3 4 5


Психическое развитие младшего школьника, готовность к обучению в среднем звене и школьная адаптация
Возрастной период 10-11 лет характерен переходом от младшего школьного возраста к отрочеству. Как и любой переходный период, он имеет свои особенности и связан с определенными трудностями как для учащихся и их родителей, так и для учителей. Что же характеризует особенности интеллектуального и личностного развития школьников на стыке мл ...

Рекомендации
Если говорить о наркомании в целом, то придется констатировать - поезд давно ушел. Полностью избавиться от этой проблемы мы не сможем, она давно вышла за рамки узко медицинские и стала социальной. Ни кто не задумывается, что из этого следует, а следует то, что мы можем и должны создать какие-то определенные механизмы и попытаться контро ...

Особенности формирования одиночества у лиц пожилого возраста
Ю. Б. Гарнавский предлагает весь период позднего возраста делить на отдельные группы: пожилой возраст (его еще называют инволюционным или предстарческим) – от 50 до 65 лет; старческий возраст - от 65 и выше (50; с.4) Е. С. Авербух, отечественный психиатр условно выделяет возраст 45-60 лет как пост репродуктивный (климактерический) перио ...