ВведениеСтраница 1
Данная работа посвящена изучению психологических технологий профессиональной ориентации на ранних этапах онтогенеза.
Одним из новых понятий для психологии является понятие технологии, часто встречающееся в педагогической, научной, публицистической, учебной литературе. Разнородность содержания вкладываемого в это понятие различными авторами, говорит о том, что оно еще не достигло необходимой для правомерного использования степени сформированности. Вместе с тем дальнейшее развитие психологической науки показывает, что появление этого термина и направления исследований в области профессиональной ориентации не является случайностью.
Тема данной курсовой работы является актуальной, так как подготовка к выбору профессии является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса.
В контексте проблемы умственного развития дошкольников и младших школьников, а также формирования у них системных знаний, проведены значительные исследования по вопросам развития и формирования у детей представлений о труде взрослых (Д.Б. Эльконин, Н.С. Пряжников, В.И. Логинова, Л.С. Выготский). Но авторы, в основном, рассматривают вопросы овладения ребенком трудовыми операциями и навыками, а не ориентацию его в сфере будущей профессиональной деятельности, выявления и развития профессионально важных человеческих качеств.
В то же время профессионально важные человеческие качества надо не только «выявить», но и во многом и «заложить» в человека средствами воспитания, образования и организации его деятельности. Это предполагает активность не только взрослого, но и самого подрастающего человека. И в меру этого мы говорим о том или ином варианте самоопределения. Процесс профессионализации начинается, как правило, не с выбора специальности, а с обобщенных устремлений ожиданий и представлений о жизненном пути, так или иначе отражающихся в самосознании. Именно на этом начальном этапе профессионального самоопределения человек ставит перед собой и решает для себя такие вопросы, как соотношение общественной значимости и личного смысла труда, общественной полезности всех профессий и различия в их престижности, зависимость социального положения от некоторых признаков выполняемой работы и т.д.
Разработчики программ дошкольного и школьного образования включают в различные разделы сведения о деятельности взрослых, их труде, условиях и целях труда, формирование трудовых навыков и т. п. с целью общего развития детей и ориентации их в профессиональной деятельности взрослых. Однако психологическое и педагогическое понятие «ранняя профессиональная ориентация», отнесенное к детям дошкольного и младшего школьного возраста, психологами и педагогами не сформулировано, так как в научной психологической и педагогической литературе оно не встречается. В публицистической литературе выражение «ранняя профессиональная ориентация» встречается как раз применительно к данному возрасту. Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:Цель работы – изучить особенности психологических технологий профессиональной ориентации в дошкольном и младшем школьном возрасте. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Познакомиться с понятием «технологии» в системе психологического знания.
Формирование
зависимости от азартных игр
Азартные игры (гэмблинг) относятся к аддикции, не связанной с приемом каких-то веществ, изменяющих психическое состояние.
Согласно американскому диагностическому и статистическому руководству по классификации психических расстройств DSM-IV (1996), основной чертой патологического гэмблинга является "хроническая и прогрессирующ ...
Теоретические основы игры как фактора развития детей младшего дошкольного
возраста. Понятие «игра» и актуальные вопросы детской игры
Человеческая культура возникла
и развертывается в игре, как игра.
Й. Хейзинг
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению Г.К. Селевко – игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыт ...
Роль символов в становлении Я-концепции
Я-концепция, как и другие самісні значения, находит отображение в символах. Важнейшее из них - имя человека.
Именно этот символ, с помощью которого он себя определяет, непосредственно ассоциируется с ее Я-концепцией. Следствием этого являются два момента: с одной стороны, имя всегда так или иначе объединяется с носителем концептуальног ...