Вывод

В результате проведения теоретического исследования по изучению проблемы, касающейся особенностей психологического пространства личности в юношеском возрасте, мы можем сделать вывод о том, что является наиболее частым нарушением личностных границ исходя из особенностей данного возрастного периода и действия различных социальных факторов (например, семья, коллектив).

Под психологическим пространством личности понимается субъективно значимый фрагмент бытия, определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни человека. Суверенность психологического пространства личности способствует ее обособлению от других людей, а также является предпосылкой для формирования у нее индивидуальности.

Свойствами психологического пространства является ощущение человеком его как своего или созданного им самим. Это пространство личность может защищать и контролировать. Важнейшей его характеристикой является целостность границ.

Основными компонентами, входящими в психологическое пространство личности являются: собственное тело, территория, личные вещи, временной режим (привычки, планирование, первенство), социальные связи (родственники, друзья), вкусы и ценности.

Возможные нарушения суверенности психологического пространства личности могут проявляться как насилие над телом, вторжение на чужую личную территорию, использование вещей без разрешения владельца и т.д.

В результате данного теоретического исследования было получено достаточно большое количество информации о том, что наиболее частым проявлением нарушения суверенности психологического пространства в юношеском возрасте является нарушение территориальных границ и нарушение приватности личных вещей, что проявляется в стремление человека использовать не принадлежащие ему вещи без воли владельца.

На основе полученных данных можно говорить о том, что гипотеза, выдвинутая на начальном этапе исследования, подтвердилась. Наиболее частым нарушением психологического пространства личности в юношеском возрасте является нарушение территориальности и приватности, личных вещей. Исходя из данных исследования, частота нарушения именно этих компонентов психологического пространства зависит от особенностей данного возрастного периода. Юношеский возраст характеризуется наиболее ярким стремлением личности к обособлению от контроля со стороны и желанию выделиться. Для многих молодых людей юность это период поиска и сомнений, пришедших на смену подростковой уверенности. Они ищут. Для процесса поиска желательна и даже необходима максимальная свобода выбора. В этой ситуации, ограничения и требования, налагаемые на личность обществом и государством, неизбежно вступает в конфликт с субъективными потребностями молодых людей, даже если эти требования и ограничения не рефлексируются (осознаются) как вопиющая несправедливость и бесцеремонное нарушение его личностных границ[6].


Социально-психологическая сторона конфликта
Конфликт - открытое столкновение противоположных позиций, интересов, взглядов, мнений субъектов взаимодействия. На вербальном уровне конфликт проявляется чаще всего в споре, где каждый стремится отстоять свое мнение и доказать другому его неправоту. В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с технологиче ...

Агрессивное поведение
Поведе́ние — способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов. Поведение имеет огромное приспособительное значение, позволяя животным избегать негативных факторов окружающей среды. Даже простейшие проявляют способность перемещаться в ответ на раздражители среды[3] У многоклеточных организмов по ...

Лабораторная работа № 3
Тема: Память Методика 1: Два ряда слов (выполняется с экспериментатором) Цель: Исследование логической и механической памяти. Оборудование: Два ряда слов, секундомер бланк протокола. Порядок работы Для исследования подготовлены два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют. Ис ...