Вывод

В результате проведения теоретического исследования по изучению проблемы, касающейся особенностей психологического пространства личности в юношеском возрасте, мы можем сделать вывод о том, что является наиболее частым нарушением личностных границ исходя из особенностей данного возрастного периода и действия различных социальных факторов (например, семья, коллектив).

Под психологическим пространством личности понимается субъективно значимый фрагмент бытия, определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни человека. Суверенность психологического пространства личности способствует ее обособлению от других людей, а также является предпосылкой для формирования у нее индивидуальности.

Свойствами психологического пространства является ощущение человеком его как своего или созданного им самим. Это пространство личность может защищать и контролировать. Важнейшей его характеристикой является целостность границ.

Основными компонентами, входящими в психологическое пространство личности являются: собственное тело, территория, личные вещи, временной режим (привычки, планирование, первенство), социальные связи (родственники, друзья), вкусы и ценности.

Возможные нарушения суверенности психологического пространства личности могут проявляться как насилие над телом, вторжение на чужую личную территорию, использование вещей без разрешения владельца и т.д.

В результате данного теоретического исследования было получено достаточно большое количество информации о том, что наиболее частым проявлением нарушения суверенности психологического пространства в юношеском возрасте является нарушение территориальных границ и нарушение приватности личных вещей, что проявляется в стремление человека использовать не принадлежащие ему вещи без воли владельца.

На основе полученных данных можно говорить о том, что гипотеза, выдвинутая на начальном этапе исследования, подтвердилась. Наиболее частым нарушением психологического пространства личности в юношеском возрасте является нарушение территориальности и приватности, личных вещей. Исходя из данных исследования, частота нарушения именно этих компонентов психологического пространства зависит от особенностей данного возрастного периода. Юношеский возраст характеризуется наиболее ярким стремлением личности к обособлению от контроля со стороны и желанию выделиться. Для многих молодых людей юность это период поиска и сомнений, пришедших на смену подростковой уверенности. Они ищут. Для процесса поиска желательна и даже необходима максимальная свобода выбора. В этой ситуации, ограничения и требования, налагаемые на личность обществом и государством, неизбежно вступает в конфликт с субъективными потребностями молодых людей, даже если эти требования и ограничения не рефлексируются (осознаются) как вопиющая несправедливость и бесцеремонное нарушение его личностных границ[6].


Антропология
Антропогенез – становление человека как вида. Антропология – 1) Учение о человеке в единстве его культурного и социального развития; 2) учение о биофизической природе человека (рис. 1, 2, 3). Рис. 1 - Основные парадигмы развития Рис. 2. Науки о человеке Рис. 3 - Антропология как на ...

Эмпирическая часть. Проведение исследования
Для проверки своей гипотезы, автором работы была взята группа человек, состоящая из десяти испытуемых. Исследование проводилось в индивидуальном порядке, т.е. отдельно с каждым испытуемым, в удобное для него время и в комфортном месте, дабы исключить, или свести к минимуму внешние воздействия. Тестирования проходили по одному принципу: ...

Основные этапы развития психики человека
Человек проходит от рождения до зрелости сложный путь психического развития который состоит из ряда этапов. Все стадии отличаются друг от друга прежде всего по своим качественным, а не количественным характеристикам. Следует сразу отметить, что существует весьма большое кол-во подходов к проблеме развития психики ребенка. Причем в разн ...