Вывод

В результате проведения теоретического исследования по изучению проблемы, касающейся особенностей психологического пространства личности в юношеском возрасте, мы можем сделать вывод о том, что является наиболее частым нарушением личностных границ исходя из особенностей данного возрастного периода и действия различных социальных факторов (например, семья, коллектив).

Под психологическим пространством личности понимается субъективно значимый фрагмент бытия, определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни человека. Суверенность психологического пространства личности способствует ее обособлению от других людей, а также является предпосылкой для формирования у нее индивидуальности.

Свойствами психологического пространства является ощущение человеком его как своего или созданного им самим. Это пространство личность может защищать и контролировать. Важнейшей его характеристикой является целостность границ.

Основными компонентами, входящими в психологическое пространство личности являются: собственное тело, территория, личные вещи, временной режим (привычки, планирование, первенство), социальные связи (родственники, друзья), вкусы и ценности.

Возможные нарушения суверенности психологического пространства личности могут проявляться как насилие над телом, вторжение на чужую личную территорию, использование вещей без разрешения владельца и т.д.

В результате данного теоретического исследования было получено достаточно большое количество информации о том, что наиболее частым проявлением нарушения суверенности психологического пространства в юношеском возрасте является нарушение территориальных границ и нарушение приватности личных вещей, что проявляется в стремление человека использовать не принадлежащие ему вещи без воли владельца.

На основе полученных данных можно говорить о том, что гипотеза, выдвинутая на начальном этапе исследования, подтвердилась. Наиболее частым нарушением психологического пространства личности в юношеском возрасте является нарушение территориальности и приватности, личных вещей. Исходя из данных исследования, частота нарушения именно этих компонентов психологического пространства зависит от особенностей данного возрастного периода. Юношеский возраст характеризуется наиболее ярким стремлением личности к обособлению от контроля со стороны и желанию выделиться. Для многих молодых людей юность это период поиска и сомнений, пришедших на смену подростковой уверенности. Они ищут. Для процесса поиска желательна и даже необходима максимальная свобода выбора. В этой ситуации, ограничения и требования, налагаемые на личность обществом и государством, неизбежно вступает в конфликт с субъективными потребностями молодых людей, даже если эти требования и ограничения не рефлексируются (осознаются) как вопиющая несправедливость и бесцеремонное нарушение его личностных границ[6].


Структура личности и её развитие
В условиях конкретной социальной группы индивидуально-психологические качества существуют в форме проявлений личности и они способны изменяться в условиях совместной предметной деятельности и общения, характерных для данного уровня развития группы. Структура личности человека шире структуры индивидуальности. Поэтому в первую следует вк ...

Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. Специфика консультативной работы с младшими школьниками. Проведя анализ литературы, обращая внимание на отдельные исследования, мы выделили четыре направления агрессивных проявлений, которые различаются по мотивации и формам агрессивности. Это скрыто-агрессивные, тотально-агрессивные, поведенчески-агрессивные и умеренн ...

Психоаналитическая теория З Фрейда
Анализ свободных ассоциаций пациентов привел 3. Фрейда к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Детские переживания, по 3. Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т.п. 3. Фрейд считал, что этот опыт оказывает неосознанное влияние на ...