Нарушение приватности психологического пространства в юношеском возрасте
Страница 2

Информация » Особенности нарушения психологического пространства личности в юношеском возрасте » Нарушение приватности психологического пространства в юношеском возрасте

Ученые дают разные возрастные рамки этому периода. И. Ю. Кулагина выделяет старший школьный возраст – ранняя юность - от семнадцати до двадцати трех лет.

Мухина В.С. определяет юность как период отрочества до взрослости (возрастные границы от пятнадцати до двадцати пяти лет).

Юность, по мнению, В.И. Слободчикова, завершающая стадия ступени персонализации. Главные новообразования юношеского возраста – само рефлексия, появление жизненных планов, готовность к самоопределению.

Большую роль в восприятие мира юношей и девушек начинает играть то социальное пространство, в котором они живут[5].

Ситуацию утраты личного пространства мы невольно провоцируем сами, организуя пространство своего жилища таким образом, что оно принадлежит всем и никому. В таком доме каждый член семьи может в любой момент по какой-то своей надобности появиться в любом месте. Личные пространства постоянно пересекаются. Возникающее напряжение в данной ситуации объясняется просто: пространственные контакты непредсказуемы, их интенсивность слишком высока. Человеку всегда приходится быть наготове, чтобы вовремя посторониться, ответить на вопрос, выполнить просьбу или согласовать намерения.

Проблема приватности возрастает по мере того, как возрастает степень близости между людьми. Дети вырастают и начинают жить своей жизнью. Супруги же могут жить вместе до золотой и даже бриллиантовой свадьбы. В браке особенно остро встает вопрос о поиске равновесия между приватностью индивидуальностей и их общей близостью. Здесь проблема в том, чтобы сохранить необходимую автономию каждого из супругов без обмана и уловок[8].

Значительное место среди средовых исследований занимает изучение феномена соседства. Дж. Лансинг полагает, что соседство – это важная жизненная среда современного человека, способствующая его самоидентификации по средствам его эмоциональной привязанности к дому и местной социальной группе и обеспечивающая ему систему эмоциональной поддержки».

Таут М.П. считает, что требования к пространственным условиям соседского взаимодействия включает активное использование придомовой территории для отдыха и общения: бесконфликтное распределение на территории различных по характеру видов деятельности, создание условий для соседских контактов, идентификация жителей с пространством, отношение к нему как к безопасному, исключение условий вынужденного общения, ограничение степени контроля со стороны соседей»[12].

Наблюдение в консультативном центре НИИ детства Российского детского фонда показали, что случаи агрессивного поведения, вандализма, домашнего и школьного воровства подростков и юношей, нередко наблюдались в ситуациях, когда потребность человека в личном жизненном пространстве оказывалась ущемленной (депривированной) с самого начала его жизни либо в результате стрессовых для него событий, например появления в семье отчима. И чем сильнее становилось вторжение взрослых в частную жизнь ребенка (чтение дневников, обобществление игрушек, непризнание личной собственности на вещи), тем более резкой была ответная реакция (воровство, бегство из дома и т.д.). Асоциальные тенденции детей, начавших свою жизнь в детском доме, очень устойчивы и не вполне корректируются даже в случае усыновления и перехода в семейный дом. Примечательно, что ментальное и физическое при этом как бы обладают способностью переходить друг в друга: мерой любви может быть количество подарков, а мерой уверенности в себе – площадь суверенной, недоступной контролю со стороны взрослых территории[10].

Суверенность территории, означает переживание безопасности физического пространства, на котором находится человек (личной части или собственной комнаты, игровой модели жилья), а депривированность - отсутствие территориальных границ.

Независимость мира вещей подразумевает уважение к личной собственности человека, распоряжаться которой может только он. Нарушением в данном случае может являться непризнание его права иметь личные вещи.

По мнению, Нартовой-Бочавер, каждый человек, взрослея, неминуемо воспринимает педагогические усилия близких как депривирующие и учиться взаимодействовать с ними, поэтому полная суверенность достижима только в случае жесткого отделения и, возможно, аутистического противопоставления себя окружающему миру, а полная депривированность приводит к разрушению человека как индивидуальности[10].

Таким образом, можно говорить о том, что в современном обществе нарушение психологического пространства личности вызывает наиболее острую реакцию в подростковом и юношеском возрасте. Что ведет к многочисленным конфликтам и нарушению взаимодействия с другими людьми. В большинстве случаев такое нарушение связано с нарушение территориальности, и приватности личных вещей как одних из основных компонентов психологического пространства личности.

Страницы: 1 2 


Заключение.
Наша работа посвящена агрессивности детей и методами работы с ней. На наш взгляд это существенный вклад в практическое направление психологической работы в целом, а так же и в частности, т.к. наши упражнения являются практическим пособием для педагогов-психологов и тех людей, кто посвящает себя детям и работе с ними. Относительно персп ...

Психологические факторы удовлетворенности трудом у педагогов коррекционной школы. Структура педагогической деятельности
Структуру педагогической психологии составляют три раздела: 1)психология обучения. 2)психология воспитания. 3)психология учителя.[9]. Психология обучения исследует, прежде всего, процесс усвоения знаний и адекватных им умений и навыков. Ее задача состоит в выявлении природы этого процесса, его характеристик и качественно своеобразны ...

Теоретическое обоснование проблемы одиночества пожилых как фактора дезадаптации. Понятие дезадаптации в психолого-педагогической литературе
Адаптация- феномен психологии личности. Адаптация представляет собой механизм самораскрытия личности, обеспечивающий трансформацию изменений окружающей среды во внутренние условия создания новых способов взаимодействия с реальностью и с собой. Основная цель самораскрытия личности в начальный период адаптации заключается в сохранении соб ...