Введение

Интенсивность социально-исторических процессов в современном обществе представляет особые требования к личной автономии, наличию своего психологического пространства, свободе и ответственности каждого человека. Проблема нарушения психологического пространство, является наиболее актуальной, так как она в широком смысле слова затрагивает сразу две сферы жизни человека.

Первая сфера связана непосредственно с индивидуальностью личности. По мнению доктора психологических наук, доцента МПГУ С.К. Нартовой-Бочавер, у каждого человека на протяжении всей жизни формируется свое психологическое пространство. Оно может включать в себя различные компоненты: собственное тело, вещи, жилье, вкусы, точки зрения, ценности[9].

Вторая сфера связана с взаимодействиями личности в социуме. Нарушение границ психологического пространства, личной автономии человека, другими людьми может рассматриваться им во многих случаях агрессивно, враждебно. По мнению Г.С. Абрамовой, именно через противостояние с другими людьми личность обретает четкие границы своего психологического пространства, защищающие их от опасности разрушительного воздействия другого.

Таким образом, ключевое место в феноменологии психологического пространства занимает состояние его границ – физических и психологических маркеров, отделяющих область личного контроля и приватности одного человека от таковой области другого.

Нарушение психологического пространства является наиболее значимой и острой проблемой в юношеском возрасте. Так как именно в этом возрасте, по мнению Э. Эриксона, происходит выделение идентичности личности, стремление к самостоятельности, обособление. Автор книги «Психология ранней юности» И.К.Кон, считает, что обособление чаще всего в юношеском возрасте проявляется в эмансипации от контроля старших. Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной территориальной автономии, неприкосновенности своего личностного пространства, суверенности.

Проблема нарушения психологического пространства личности в современном обществе имеет частое место, но изучена недостаточно, что дает возможность для дальнейшего рассмотрения, данного психологического явления.

В соответствие с этим цель данного исследования: выявить наиболее частые проявления нарушения психологического пространства личности.

Предмет: Особенности нарушение психологического пространства личности в юношеском возрасте.

Объект: суверенность психологического пространства личности.

Цель: Изучить возможные нарушения психологического пространства

Задачи данного исследования:

Изучить функции психологического пространства

Изучить свойства психологического пространства.

Изучить субъективность психологического пространства.

Изучить основные компоненты психологического пространства

Гипотеза:

Наиболее частым нарушением психологического пространства в юношеском возрасте являются нарушение территориальности.


Что способствует развитию агрессивности?
Рассмотрим более подробно основные аспекты жизни дошкольника, которые могут способствовать развитию агрессивности: 1. ребенок – дошкольная нагрузка; 2. ребенок – воспитатель; 3. ребенок – другие дети; 4. ребенок – семья. Дошкольная нагрузка Посещение детского сада, необходимость сидеть на занятиях, слушать воспитателя – все это дл ...

Профилактика отклоняющего поведения несовершеннолетних
В последние годы наблюдается рост и ужесточение преступности среди детей. Дети становятся реальной угрозой здоровью, безопасности, жизни людей. Деятельность школ, милиции, общественности не дает желаемых результатов. Как остановить детскую преступность? Как решать те проблемы, которые стоят пе­ред нашей страной, нашим городом или посел ...

Глоссарий
Активность – понятие, указывающие на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей. Инстинкты (с точки зрения перинатальной психологии) – психофизиологические представители бессознательного в реальной жизни человека, являющиеся инструментом адаптаци ...