Введение

Интенсивность социально-исторических процессов в современном обществе представляет особые требования к личной автономии, наличию своего психологического пространства, свободе и ответственности каждого человека. Проблема нарушения психологического пространство, является наиболее актуальной, так как она в широком смысле слова затрагивает сразу две сферы жизни человека.

Первая сфера связана непосредственно с индивидуальностью личности. По мнению доктора психологических наук, доцента МПГУ С.К. Нартовой-Бочавер, у каждого человека на протяжении всей жизни формируется свое психологическое пространство. Оно может включать в себя различные компоненты: собственное тело, вещи, жилье, вкусы, точки зрения, ценности[9].

Вторая сфера связана с взаимодействиями личности в социуме. Нарушение границ психологического пространства, личной автономии человека, другими людьми может рассматриваться им во многих случаях агрессивно, враждебно. По мнению Г.С. Абрамовой, именно через противостояние с другими людьми личность обретает четкие границы своего психологического пространства, защищающие их от опасности разрушительного воздействия другого.

Таким образом, ключевое место в феноменологии психологического пространства занимает состояние его границ – физических и психологических маркеров, отделяющих область личного контроля и приватности одного человека от таковой области другого.

Нарушение психологического пространства является наиболее значимой и острой проблемой в юношеском возрасте. Так как именно в этом возрасте, по мнению Э. Эриксона, происходит выделение идентичности личности, стремление к самостоятельности, обособление. Автор книги «Психология ранней юности» И.К.Кон, считает, что обособление чаще всего в юношеском возрасте проявляется в эмансипации от контроля старших. Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной территориальной автономии, неприкосновенности своего личностного пространства, суверенности.

Проблема нарушения психологического пространства личности в современном обществе имеет частое место, но изучена недостаточно, что дает возможность для дальнейшего рассмотрения, данного психологического явления.

В соответствие с этим цель данного исследования: выявить наиболее частые проявления нарушения психологического пространства личности.

Предмет: Особенности нарушение психологического пространства личности в юношеском возрасте.

Объект: суверенность психологического пространства личности.

Цель: Изучить возможные нарушения психологического пространства

Задачи данного исследования:

Изучить функции психологического пространства

Изучить свойства психологического пространства.

Изучить субъективность психологического пространства.

Изучить основные компоненты психологического пространства

Гипотеза:

Наиболее частым нарушением психологического пространства в юношеском возрасте являются нарушение территориальности.


Виды и причины отклонений в развитии у детей
Известно, что у человека как биологического существа есть риск рождения детей с отклонениями от общепринятой биосоциальной нормы. Развитие человеческой цивилизации повлекло за собой возрастание различных (соматических, сенсомоторных, эмоционально-волевых и психических) нарушений, особенно заметных в детском возрасте. В основе тех или и ...

Системность социальных взаимоотношений и функции Я
Я-концепция и большинство других определений-конструктов, формируется, уточняется и закрепляется со дня на день в напряженном взаимодействии людей между собой. Каждый отслеживает, как относятся к нему другие, и на началах этой информации формирует суждение о том, к которому психотипу принадлежит. Мысли человека о своих способностях и фи ...

Жестикуляция
Жесты – это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают с целью общения и которые могут сопровождать размышление или состояние. Мы различаем указательные, подчеркивающие (усиливающие), демонстративные и касательные жесты. Указательные жесты направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимани ...