Введение
Интенсивность социально-исторических процессов в современном обществе представляет особые требования к личной автономии, наличию своего психологического пространства, свободе и ответственности каждого человека. Проблема нарушения психологического пространство, является наиболее актуальной, так как она в широком смысле слова затрагивает сразу две сферы жизни человека.
Первая сфера связана непосредственно с индивидуальностью личности. По мнению доктора психологических наук, доцента МПГУ С.К. Нартовой-Бочавер, у каждого человека на протяжении всей жизни формируется свое психологическое пространство. Оно может включать в себя различные компоненты: собственное тело, вещи, жилье, вкусы, точки зрения, ценности[9].
Вторая сфера связана с взаимодействиями личности в социуме. Нарушение границ психологического пространства, личной автономии человека, другими людьми может рассматриваться им во многих случаях агрессивно, враждебно. По мнению Г.С. Абрамовой, именно через противостояние с другими людьми личность обретает четкие границы своего психологического пространства, защищающие их от опасности разрушительного воздействия другого.
Таким образом, ключевое место в феноменологии психологического пространства занимает состояние его границ – физических и психологических маркеров, отделяющих область личного контроля и приватности одного человека от таковой области другого.
Нарушение психологического пространства является наиболее значимой и острой проблемой в юношеском возрасте. Так как именно в этом возрасте, по мнению Э. Эриксона, происходит выделение идентичности личности, стремление к самостоятельности, обособление. Автор книги «Психология ранней юности» И.К.Кон, считает, что обособление чаще всего в юношеском возрасте проявляется в эмансипации от контроля старших. Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной территориальной автономии, неприкосновенности своего личностного пространства, суверенности.
Проблема нарушения психологического пространства личности в современном обществе имеет частое место, но изучена недостаточно, что дает возможность для дальнейшего рассмотрения, данного психологического явления.
В соответствие с этим цель данного исследования: выявить наиболее частые проявления нарушения психологического пространства личности.
Предмет: Особенности нарушение психологического пространства личности в юношеском возрасте.
Объект: суверенность психологического пространства личности.
Цель: Изучить возможные нарушения психологического пространства
Задачи данного исследования:
Изучить функции психологического пространства
Изучить свойства психологического пространства.
Изучить субъективность психологического пространства.
Изучить основные компоненты психологического пространства
Гипотеза:
Наиболее частым нарушением психологического пространства в юношеском возрасте являются нарушение территориальности.
Блок программирования, запуска и контроля поведенческих актов
Прием, переработка и хранение внешней информации составляют только одну сторону психической жизни человека. Ее другую сторону составляет организация активной сознательной психической деятельности. С этой задачей и связан третий из основных функциональных блоков мозга - блок программирования, регуляции и контроля за протекающей деятельно ...
Анализ и обсуждение результатов исследования.
Тест-опросник «Определение уровня общительности»
С помощью этой методики мы определили уровень общительности у подростков. Мы подсчитали баллы и с помощью классификатора определили уровень каждого из испытуемых.
Уровень общительности у учащихся девятого класса.
Таблица №1
№
Имя
Кол-во баллов
Уровень
1
Лосева П ...
Проблема личности в социальной психологии
Личность - это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни. Все зависит от личностных и психологических качеств, которые присущи личности, их необходимо правильно понимать и учитывать. Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся в процессе ...