Введение

Учебная дисциплина «Психология и педагогика» включает теоретическое изучение психических познавательных процессов и индивидуально-типологических особенностей личности, а также социальные процессы в коллективе. Эффективное усвоение данных тем невозможно без практического их использования. Современный специалист должен не только владеть теоретическими знаниями о психических явлениях, происходящих в личности и социальной группе, но и уметь диагностировать эти явления, применять полученные результаты в своей профессиональной деятельности.

Цель лабораторных работ – ознакомить студентов с основными методами и методиками диагностики психических явлений (процессов, свойств, состояний), а также выработать умения проводить несложные диагностические исследования, обрабатывать результаты и интерпретировать их.

Диагностические методики в лабораторных работах подобраны и описаны так, чтобы студенты могли выполнять их самостоятельно. Исключение составляют методики исследования памяти и внимания, требующие предъявление стимульного материала экспериментатором. В этом случае студенты разбиваются на две группы, одна из которых выполняет роль экспериментаторов, вторая – испытуемых, затем роли меняются.

Результаты исследований обсуждаются на семинарских занятиях и собеседованиях, могут быть использованы при написании рефератов, во время зачета.

Структура лабораторных работ включает тему, название диагностической методики, ее цель, необходимое оборудование, порядок выполнения работы, метод обработки и интерпретации результатов и выводы. Содержание лабораторных работ предусматривает различные методы исследования: проективный тест, ранжирование, анкетирование, интроспекцию, опросники, экспериментальные задания, тестовые задания и др. Используются различные методы обработки результатов: количественный и качественный анализ.

Лабораторные работы следует выполнять постепенно, в процессе изучения теоретического материала, т.к. они иллюстрируют изучаемые психические явления и помогают лучше усваивать материал. Лабораторные работы разработаны к следующим разделам психологии:

- Методы исследования в психологии – цель: знакомство с проективной методикой, приобретение умения интроспективным методом сопоставлять результат с личностной характеристикой.

- Мозг и психика – цель: иметь представления о работе полушарий мозга, определить свое доминирующее полушарие.

- Память – цель: исследовать виды памяти и процессы запоминания.

- Мышление – цель: исследовать индивидуальные интеллектуальные качества и мыслительные операции.

- Внимание – цель: ознакомиться со свойствами внимания, определить оптимальный объем внимания.

- Личность – цель: исследовать вид направленности личности и определить уровень самооценки.

- Темперамент – цель: определить доминирующий тип темперамента.

- Характер – цель: иметь представление о типологии акцентуированных характеров, выявить собственный тип акцентуации.

- Деятельность – цель определить ведущий тип мотивации достижения результата деятельности.

Результаты выполнения лабораторных работ учитываются при итоговом контроле знаний студентов.


Частные приемы работы со сказкотерапией.
Первое упражнение касается работы над недостатками и достоинствами. Ведущий тренинга предлагает участникам подумать и выбрать то качество, которое на взгляд участников, развито у них недостаточно. Затем следует вспомнить какого-нибудь сказочного героя, который обладает этим качеством в полной мере, может быть даже с избытком. Совсем нео ...

Исследование ведущего типа мотивации взаимодействия с природными объектами
Методика "Альтернатива" направлена на диагностику ведущего типа мотивации взаимодействия с природными объектами: эстетического, когнитивного, практического и прагматического. Таблица 1. Диагностика ведущего типа мотивации взаимодействия с природой в экспериментальной группе Кол-во баллов, набранных по каждому типу Удел ...

Корреляционный анализ данных в экспериментальной и контрольной группах
Корреляционные связи между показателями, полученными при анализе данных в экспериментальной и контрольной группах, рассчитывались с помощью коэффициента корреляции Спирмена (R). ...