Введение

Учебная дисциплина «Психология и педагогика» включает теоретическое изучение психических познавательных процессов и индивидуально-типологических особенностей личности, а также социальные процессы в коллективе. Эффективное усвоение данных тем невозможно без практического их использования. Современный специалист должен не только владеть теоретическими знаниями о психических явлениях, происходящих в личности и социальной группе, но и уметь диагностировать эти явления, применять полученные результаты в своей профессиональной деятельности.

Цель лабораторных работ – ознакомить студентов с основными методами и методиками диагностики психических явлений (процессов, свойств, состояний), а также выработать умения проводить несложные диагностические исследования, обрабатывать результаты и интерпретировать их.

Диагностические методики в лабораторных работах подобраны и описаны так, чтобы студенты могли выполнять их самостоятельно. Исключение составляют методики исследования памяти и внимания, требующие предъявление стимульного материала экспериментатором. В этом случае студенты разбиваются на две группы, одна из которых выполняет роль экспериментаторов, вторая – испытуемых, затем роли меняются.

Результаты исследований обсуждаются на семинарских занятиях и собеседованиях, могут быть использованы при написании рефератов, во время зачета.

Структура лабораторных работ включает тему, название диагностической методики, ее цель, необходимое оборудование, порядок выполнения работы, метод обработки и интерпретации результатов и выводы. Содержание лабораторных работ предусматривает различные методы исследования: проективный тест, ранжирование, анкетирование, интроспекцию, опросники, экспериментальные задания, тестовые задания и др. Используются различные методы обработки результатов: количественный и качественный анализ.

Лабораторные работы следует выполнять постепенно, в процессе изучения теоретического материала, т.к. они иллюстрируют изучаемые психические явления и помогают лучше усваивать материал. Лабораторные работы разработаны к следующим разделам психологии:

- Методы исследования в психологии – цель: знакомство с проективной методикой, приобретение умения интроспективным методом сопоставлять результат с личностной характеристикой.

- Мозг и психика – цель: иметь представления о работе полушарий мозга, определить свое доминирующее полушарие.

- Память – цель: исследовать виды памяти и процессы запоминания.

- Мышление – цель: исследовать индивидуальные интеллектуальные качества и мыслительные операции.

- Внимание – цель: ознакомиться со свойствами внимания, определить оптимальный объем внимания.

- Личность – цель: исследовать вид направленности личности и определить уровень самооценки.

- Темперамент – цель: определить доминирующий тип темперамента.

- Характер – цель: иметь представление о типологии акцентуированных характеров, выявить собственный тип акцентуации.

- Деятельность – цель определить ведущий тип мотивации достижения результата деятельности.

Результаты выполнения лабораторных работ учитываются при итоговом контроле знаний студентов.


Выводы
1. Семейная депривация является многокомпонентным социально-психологическим феноменом, определяющим следующие варианты пограничных психических расстройств у детей из групп "социального риска": - расстройства возрастного психологического развития (гипердинамичное поведение, реактивные расстройства привязанности). - связанные ...

Взгляд на развитие психики В. С. Мухиной
Условием развития человека помимо реальности самой Природы является созданная им реальность культуры. Определяемые культурным развитием, исторически обусловленные реальности существования человека В. С. Мухина классифицирует следующим образом: ü Реальность предметного мира – предметы природы и рукотворные предметы, которые человек ...

Практические рекомендации для педагогов и родителей по взаимоотношению с подростками, имеющими дисгармонизации характера
Исходя из результатов проведенного исследования, можно дать следующие рекомендации родителям и педагогам по коррекции дисгармонизаций характера подростков. 1. Как можно чаще проявлять живую заинтересованность делами подростка, чтобы он постоянно чувствовал поддержку и заботу. 2. Убедить подростка, что он может доверять Вам, что Вы все ...