Введение
Учебная дисциплина «Психология и педагогика» включает теоретическое изучение психических познавательных процессов и индивидуально-типологических особенностей личности, а также социальные процессы в коллективе. Эффективное усвоение данных тем невозможно без практического их использования. Современный специалист должен не только владеть теоретическими знаниями о психических явлениях, происходящих в личности и социальной группе, но и уметь диагностировать эти явления, применять полученные результаты в своей профессиональной деятельности.
Цель лабораторных работ – ознакомить студентов с основными методами и методиками диагностики психических явлений (процессов, свойств, состояний), а также выработать умения проводить несложные диагностические исследования, обрабатывать результаты и интерпретировать их.
Диагностические методики в лабораторных работах подобраны и описаны так, чтобы студенты могли выполнять их самостоятельно. Исключение составляют методики исследования памяти и внимания, требующие предъявление стимульного материала экспериментатором. В этом случае студенты разбиваются на две группы, одна из которых выполняет роль экспериментаторов, вторая – испытуемых, затем роли меняются.
Результаты исследований обсуждаются на семинарских занятиях и собеседованиях, могут быть использованы при написании рефератов, во время зачета.
Структура лабораторных работ включает тему, название диагностической методики, ее цель, необходимое оборудование, порядок выполнения работы, метод обработки и интерпретации результатов и выводы. Содержание лабораторных работ предусматривает различные методы исследования: проективный тест, ранжирование, анкетирование, интроспекцию, опросники, экспериментальные задания, тестовые задания и др. Используются различные методы обработки результатов: количественный и качественный анализ.
Лабораторные работы следует выполнять постепенно, в процессе изучения теоретического материала, т.к. они иллюстрируют изучаемые психические явления и помогают лучше усваивать материал. Лабораторные работы разработаны к следующим разделам психологии:
- Методы исследования в психологии – цель: знакомство с проективной методикой, приобретение умения интроспективным методом сопоставлять результат с личностной характеристикой.
- Мозг и психика – цель: иметь представления о работе полушарий мозга, определить свое доминирующее полушарие.
- Память – цель: исследовать виды памяти и процессы запоминания.
- Мышление – цель: исследовать индивидуальные интеллектуальные качества и мыслительные операции.
- Внимание – цель: ознакомиться со свойствами внимания, определить оптимальный объем внимания.
- Личность – цель: исследовать вид направленности личности и определить уровень самооценки.
- Темперамент – цель: определить доминирующий тип темперамента.
- Характер – цель: иметь представление о типологии акцентуированных характеров, выявить собственный тип акцентуации.
- Деятельность – цель определить ведущий тип мотивации достижения результата деятельности.
Результаты выполнения лабораторных работ учитываются при итоговом контроле знаний студентов.
Составить развернутые ответы на вопросы. Осознаваемая
и неосознаваемая часть психики
Согласно современным представлениям, основанным на работах К.Г. Юнга, психика человека имеет осознаваемую (собственно сознание) и неосознаваемую часть. Первая включает всего лишь около 10% психического материала. Неосознаваемая часть психики – это подсознание и сверхсознание. Подсознание – это тот психический опыт, который человек уже п ...
Анализ результатов
Сила нервной системы диагностируется на основании анализа графика работоспособности по форме кривой согласно нижеуказанным критериям. Типы динамики максимального темпа движения проиллюстрированы графиками (рис. 2.1).
Рис. 2.1 – Графики: а – выпуклого типа; б – ровного типа; в – нисходящего типа; г – промежуточного и вогнутого типов. ...
Результаты анализа данных, полученных по опроснику
А. Маслоу
Для выявления различий психологических характеристик экспериментальной и контрольной групп по 14 шкалам проводилось сравнение полученных результатов (количества баллов). Степень различия показателей между группами определялись с помощью U-критерия Манна-Уитни. Результаты сравнения представлены в таблице № 2.
Таблица № 2. Результаты сра ...