Определение понятия ожидания в межличностных отношениях

Информация » Ожидания в системе межличностных отношений » Определение понятия ожидания в межличностных отношениях

Прежде чем начать изучение феномена ожидания, определим его значение в психологии.

В наиболее широком смысле социальные ожидания понимаются как "элемент социальной психики, который является следствием социального взаимодействия" [19]. В данном определении дается лишь родовое отнесение этого феномена к системе психологических понятий.

Петровский А.В. и Ярошевский М.Г. [15], а вслед за ними и Головин С.Ю. [18] термин "Ожидание социальное" подают определением "экспектации – это система ожиданий или требований относительно норм исполнения индивидом ролей социальных; представляют собой разновидность санкций социальных, упорядочивающих систему отношений и взаимодействий в группе". В отличие от официальных предписаний, должностных инструкций и других регулятивов поведения в группе, характер экспектаций не формализован и не всегда осознаваем. Две основные их стороны – это:

1) право ожидать от окружающих поведения, соответствующего их позиции ролевой;

2) обязанность вести себя соответственно ожиданиям других людей.

При этом различаются:

1) экспектации предписывающие – определяют должный характер исполнения роли;

2) экспектации предсказывающие – определяют вероятностный характер исполнения этой роли с учетом индивидуальных особенностей "исполнителя" и конкретной ситуации."

Как видим, это определение тоже не дает полной картины сути этого феномена, даже запутывает нас определением ожидания через ожидание.

Некоторые следующие определения дают нам представление об ожиданиях как процесса. "Внутреннее отношение, отношение или установка организма, которая приводит его к предвидению определенного события" [2]. В этом контексте ожидание является видом доминантного состояния, которое "воспринимается большинством людей как активное предвидение будущего столкновения с напряженной ситуацией. Одна из характерных для такого состояния признаков – мысленное проигрывание будущей деятельности с целью деятельности формирования её более конкретного образа" [4]. Ожидание как опережающее отражение "основывается на отображении не только определенных сигналов, но и целостного системного отражения ситуации и на сохранении в памяти перцептивных фактов, что поддается мысленному их обобщению" [6]. "Функциональный аспект ожиданий связан с саморегуляцией деятельности субъекта и его жизни в целом, результатом которой является разработка позиции по отношению к вероятностному протеканию событий. Ожидания могут относиться к перспективам развития не только субъект – субъектных связей разного уровня, но и отношениЙ субъект – объектных связей и даже в отношении представлений про будущее самого субъекта ожиданий" [19].

Таким образом, ожидания в межличностных отношениях можно рассматривать как с позиции определенного соответствия ролям или как процесс прогнозирования и самопрогнозирования поведения.

Нам интересны оба аспекта для более глубокого изучения этого феномена.


Межличностные отношения в группе, Деловые и личностные отношения.
Взаимоотношения в группе делятся на официальные и неофициальные, отношения руководства и подчинения, деловые и личные, рациональные и эмоциональные. Официальными называются отношения, возникающие между людьми на должностной основе. Они фиксируются законом, регулируются официальными положениями, правилами, нормами. В отличие от них нео ...

Научно-теоретические основы школьной адаптации. Школьная адаптация как междисциплинарная проблема
Проблема охраны психического здоровья детей актуальность которой становится все более очевидной в связи наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среды детского населения, не может быть решена без практического использования медико-психологических и социально-психологических знаний в системе школьног ...

Проблемы адаптации школьника при переходе из начальной школы в среднюю
Педагоги и родители все чаще наблюдают нежелание детей учиться, что у одной категории детей проявляется уже в начальной школе, а у других детей оно формируется лишь к средней или к старшей школе. В любом случае к концу школьного обучения мотивация обучения сильно снижается или совсем пропадает практически у всех детей, и они часто продо ...