Определение понятия ожидания в межличностных отношениях

Информация » Ожидания в системе межличностных отношений » Определение понятия ожидания в межличностных отношениях

Прежде чем начать изучение феномена ожидания, определим его значение в психологии.

В наиболее широком смысле социальные ожидания понимаются как "элемент социальной психики, который является следствием социального взаимодействия" [19]. В данном определении дается лишь родовое отнесение этого феномена к системе психологических понятий.

Петровский А.В. и Ярошевский М.Г. [15], а вслед за ними и Головин С.Ю. [18] термин "Ожидание социальное" подают определением "экспектации – это система ожиданий или требований относительно норм исполнения индивидом ролей социальных; представляют собой разновидность санкций социальных, упорядочивающих систему отношений и взаимодействий в группе". В отличие от официальных предписаний, должностных инструкций и других регулятивов поведения в группе, характер экспектаций не формализован и не всегда осознаваем. Две основные их стороны – это:

1) право ожидать от окружающих поведения, соответствующего их позиции ролевой;

2) обязанность вести себя соответственно ожиданиям других людей.

При этом различаются:

1) экспектации предписывающие – определяют должный характер исполнения роли;

2) экспектации предсказывающие – определяют вероятностный характер исполнения этой роли с учетом индивидуальных особенностей "исполнителя" и конкретной ситуации."

Как видим, это определение тоже не дает полной картины сути этого феномена, даже запутывает нас определением ожидания через ожидание.

Некоторые следующие определения дают нам представление об ожиданиях как процесса. "Внутреннее отношение, отношение или установка организма, которая приводит его к предвидению определенного события" [2]. В этом контексте ожидание является видом доминантного состояния, которое "воспринимается большинством людей как активное предвидение будущего столкновения с напряженной ситуацией. Одна из характерных для такого состояния признаков – мысленное проигрывание будущей деятельности с целью деятельности формирования её более конкретного образа" [4]. Ожидание как опережающее отражение "основывается на отображении не только определенных сигналов, но и целостного системного отражения ситуации и на сохранении в памяти перцептивных фактов, что поддается мысленному их обобщению" [6]. "Функциональный аспект ожиданий связан с саморегуляцией деятельности субъекта и его жизни в целом, результатом которой является разработка позиции по отношению к вероятностному протеканию событий. Ожидания могут относиться к перспективам развития не только субъект – субъектных связей разного уровня, но и отношениЙ субъект – объектных связей и даже в отношении представлений про будущее самого субъекта ожиданий" [19].

Таким образом, ожидания в межличностных отношениях можно рассматривать как с позиции определенного соответствия ролям или как процесс прогнозирования и самопрогнозирования поведения.

Нам интересны оба аспекта для более глубокого изучения этого феномена.


Выводы
1. На основании полученных результатов исследования в экспериментальной группе можно сделать следующий вывод: пожарные считают, что самыми важными экологическими проблемами являются проблемы загрязнения окружающей среды - 75% и воды - 55%; - решение экологических проблем возможно с помощью строительства новых очистных сооружений на зав ...

Влияние трудовой деятельности на коррекцию мышления детей с ЗПР
Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение» в начальных классах массовой общеобразовательной школы - воспитанию творческой, социально активной личности, ответственно относящейся к общественно полезному труду, проявляющей интерес к техническому творчеству и желание трудиться. ...

Взгляды Н.К. Крупской и А.С. Макаренко на роль игры в развитии ребенка
Советская теория игры складывалась под влиянием взглядов на игру выдающихся педагогов Н.К. Крупской и А. С. Макаренко. В ряде работ Н. К. Крупская подчеркивала большое значение игры в воспитании ребенка. Она неоднократно высказывала мысль об особом месте игры в жизни детей дошкольного возраста. «Для ребят дошкольного возраста игры имею ...