Определение понятия ожидания в межличностных отношениях

Информация » Ожидания в системе межличностных отношений » Определение понятия ожидания в межличностных отношениях

Прежде чем начать изучение феномена ожидания, определим его значение в психологии.

В наиболее широком смысле социальные ожидания понимаются как "элемент социальной психики, который является следствием социального взаимодействия" [19]. В данном определении дается лишь родовое отнесение этого феномена к системе психологических понятий.

Петровский А.В. и Ярошевский М.Г. [15], а вслед за ними и Головин С.Ю. [18] термин "Ожидание социальное" подают определением "экспектации – это система ожиданий или требований относительно норм исполнения индивидом ролей социальных; представляют собой разновидность санкций социальных, упорядочивающих систему отношений и взаимодействий в группе". В отличие от официальных предписаний, должностных инструкций и других регулятивов поведения в группе, характер экспектаций не формализован и не всегда осознаваем. Две основные их стороны – это:

1) право ожидать от окружающих поведения, соответствующего их позиции ролевой;

2) обязанность вести себя соответственно ожиданиям других людей.

При этом различаются:

1) экспектации предписывающие – определяют должный характер исполнения роли;

2) экспектации предсказывающие – определяют вероятностный характер исполнения этой роли с учетом индивидуальных особенностей "исполнителя" и конкретной ситуации."

Как видим, это определение тоже не дает полной картины сути этого феномена, даже запутывает нас определением ожидания через ожидание.

Некоторые следующие определения дают нам представление об ожиданиях как процесса. "Внутреннее отношение, отношение или установка организма, которая приводит его к предвидению определенного события" [2]. В этом контексте ожидание является видом доминантного состояния, которое "воспринимается большинством людей как активное предвидение будущего столкновения с напряженной ситуацией. Одна из характерных для такого состояния признаков – мысленное проигрывание будущей деятельности с целью деятельности формирования её более конкретного образа" [4]. Ожидание как опережающее отражение "основывается на отображении не только определенных сигналов, но и целостного системного отражения ситуации и на сохранении в памяти перцептивных фактов, что поддается мысленному их обобщению" [6]. "Функциональный аспект ожиданий связан с саморегуляцией деятельности субъекта и его жизни в целом, результатом которой является разработка позиции по отношению к вероятностному протеканию событий. Ожидания могут относиться к перспективам развития не только субъект – субъектных связей разного уровня, но и отношениЙ субъект – объектных связей и даже в отношении представлений про будущее самого субъекта ожиданий" [19].

Таким образом, ожидания в межличностных отношениях можно рассматривать как с позиции определенного соответствия ролям или как процесс прогнозирования и самопрогнозирования поведения.

Нам интересны оба аспекта для более глубокого изучения этого феномена.


Социально-психологические явления больших социальных групп
Слухи относятся к числу наиболее распространенных массовых явлений в больших группах, хотя они имеют и более широкое распространение, обязательно возникая в толпах и других больших социальных группах, включая общество в целом. Паника есть стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях повед ...

Выводы
1) Каждый человек, присваивая тот или другой шаблон коллективной жизни, интегрирует разные свои склонности в единую персонификацию Я, через которую и благодаря которой получает соответствующий статус в группе. 2) Становление Я-концепции лица зависит, с одной стороны, от реального или естественного окружения, в котором он процесно самоо ...

Эмпирическое исследование особенностей внимания у детей подросткового возраста. Методическое обеспечение и организация констатирующего эксперимента
Проведя подробный анализ литературы, мы пришли к выводу, что проблема развития внимания в процессе обучения математике в средней школе в литературе освещена недостаточно. Эксперимент проводился в средней школе №19 Железнодорожного района г. Красноярска в 2009 году. В исследовании принимали участие учащиеся 5 класса "А". Общее ...