Чтение литературы
Страница 2

Если же посмотреть на репертуар чтения подростков в целом, то около 40% в нем составляет преимущественно литература развлекательного характера, тогда как книги научно-познавательные привлекают вдвое меньше детей (21%). Таким образом, круг чтения подростков «смещен» в сторону развлечений. В то же время читатели 10-15 лет остро нуждаются в современных книгах о своих сверстниках, специально написанной так называемой «социально-критической» литературе, которая помогает юным познавать окружающий мир, учит адаптироваться к проблемам современной жизни. Эти книги практически не издаются сегодня, и та малая часть, которая издается, почти не попадает в провинцию. И это обстоятельство обусловливает повышенный интерес подростков к тем книгам западных писателей, где фигурируют подростки-герои. Таким образом, очень популярной у детей и подростков стали книги серии «Детский детектив» (К.Кин, А.Хичкок, Э.Блайтон и др.), серия о девочках-подростках Ф.Паскаль «Школа в ласковой долине», а также серия Д.Ролинг о Гарри Поттере (фэнтези, где удачно сочетаются элементы литературной сказки и школьной жизни)[23].

В подростковом возрасте круг чтения мальчиков и девочек, по мере взросления, все более различается: у мальчиков и юношей все более популярной становится литературе о спорте, технике, компьютерах, у девочек-подростков, девушек становятся популярными романы о любви. Однако в старших классах резко возрастает доля тех, кто читает литературу преимущественно по школьной программе (это значительная часть подростков и более половины старшеклассников). Уходит мотив «интересно», присущий детям младшего школьного возраста, и ему на смену идет стимул «школьное задание». Оно оставляет старшеклассникам мало возможностей самим выбрать те книги, которые им интересны; и значимым при выборе литературы становится не совет друга (как у многих младших школьников и подростков), а рекомендация учителя.

На переломе веков в чтении детей и особенно подростков и юношества особенно популярными стали различные журналы. Активное обращение к периодике детей и подростков начинается уже в младшем школьном возрасте, но особенно оно усиливается к подростковому возрасту. Причем часто дети и подростки покупают периодику самостоятельно. В 10-13 лет, это, как правило, спонтанный, ситуативный выбор. Чем старше, тем он становится все более осознанным. В чтении подростков и читателей юношеского возраста преобладают молодежные, а также женские журналы, ориентированные на развлечение этой аудитории. Их читают, прежде всего, девочки, тогда как мальчики предпочитают другие – спортивные и технические издания (об автомобилях, компьютерах и др.). Познавательные журналы читаются сегодня значительно реже, чем раньше. Мальчики- подростки читают их больше, чем девочки.

Вывод

Итак, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития России, в силу различных социально-политических, экономических и прогностических причин общество почти утратило интерес к поиску новых способов организации условий, содействующих развитию личности подростка. Общество отказалось от коммунистической идеологии, с учетом которой была построена система продвижения подростков к социальной зрелости, а новая идеология современной России до сих пор находится в синкретическом состоянии.

Стратегия воспитания и развития личности в современных условиях должна быть направлена на цели развития РФ, в которой человек должен быть естественно представлен не только как социальная единица, но и как уникальная личность. Личность принято определять как индивидуальное бытие общественных отношений. Это определение несет в себе следующее понимание: 1 — личность — это социальное в нас (бытие общественных отношений); 2 — личность — это индивидуальное в нас. Сегодня социализация подростка должна осуществляться через формирование потребности реализоваться в исходном для него социальном пространстве через систему прав и свобод. Для этого должны особым образом быть организованы условия развития личности подростка: для повышения социальной компетентности; для развития навыков поведения в повседневной жизни и установок на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций; для развития чувства личности; гражданской позиции.

Страницы: 1 2 


Эмоциональный стресс и стрессоустойчивость
Эмоциональный стресс - (от англ. stress – напряжение) неспецифическая (общая) реакция напряжения живого организма на любое оказываемое на него сильное воздействие. [14] Имеющиеся стрессовые факторы можно разбить на следующие группы: 1. Стрессоры активной деятельности: их воздействие на организм осуществляется в процессе выполнения чел ...

Эпигенетическая концепция Э. Эриксона
Эрик Эриксон , ученик Фрейда, создал новую теорию на базе учения Фрейда о фазах психо - сексуального развития. Теория Эриксона – это теория психо - социального развития, она включает восемь стадий развития “Я”, на каждой из которых прорабатываются и уточняются ориентиры по отношению к себе и к внешней среде. Эриксон отмечал, что изучени ...

Агрессивное поведение
Поведе́ние — способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов. Поведение имеет огромное приспособительное значение, позволяя животным избегать негативных факторов окружающей среды. Даже простейшие проявляют способность перемещаться в ответ на раздражители среды[3] У многоклеточных организмов по ...