Теоретическое обоснование проблемы одиночества пожилых как фактора дезадаптации. Понятие дезадаптации в психолого-педагогической литературе
Страница 4

Информация » Одиночество как фактор дезадаптации лиц пожилого возраста » Теоретическое обоснование проблемы одиночества пожилых как фактора дезадаптации. Понятие дезадаптации в психолого-педагогической литературе

Е.С.Авербух выделяет два крайних типа в собственном отношении к своей старости. Одни долго не чувствуют и даже не осознают свой возраст, поэтому в поведении "молодятся", подчас теряя в этом чувство меры; другие - как бы переоценивают свою старость, начинают чрезмерно беречь себя, раньше времени и больше чем это требуется, ограждают себя от жизненных треволнений.

Другие отечественные психиатры условно выделяют три типа старости: "счастливая", "несчастливая" и психопатологическая. "Счастливая" старость характеризуется умиротворенностью, мудрой просветленностью мировосприятия и мировоззрения, созерцательностью, сдержанностью и самообладанием. Так называемая "несчастливая" старость обуславливается повышением уровня личной тревоги, тревожной мнимости по поводу своего физического здоровья. Характерны также склонность к частым сомнениям и опасениям по незначительному поводу, неуверенность в себе, в будущем, потеря прежнего и отсутствие иного смысла жизни, размышления о приближающейся смерти.

"Психологическая старость" проявляется возрастно-органическими нарушениями психики, личности и поведения. Наблюдается снижение адаптационных возможностей психопатической личности с частым развитием разнообразных дезадаптационных реакций.

А.И.Анциферова, отечественный психолог, выделяют два типа, отличающихся друг от друга уровнем активности, стратегиями совладения с трудностями, отношение к миру и к себе, удовлетворенностью жизни.

Представители первого типа мужественно, без особых эмоциональных нарушений переживают уход на пенсию. У них отличается высокая активность, которая связана с позитивной установкой на будущее. Нередко эти люди воспринимают установку как освобождение от социальных ограничений, и стереотипов рабочего периода. Занятия новым делом, установление дружеских контактов, сохранение способности контролировать свое окружение порождают удовлетворенность жизнью и увеличивают ее продолжительность.

У представителей второго типа развивается пассивное отношение к жизни, оно отчуждаются от окружения, сужается круг их интересов и снижается показатели теста интеллекта. Они теряют уважение к себе и переживают тяжелое чувство ненужности. Такие люди тяжело переживают свой поздний возраст не борются за себя, погружаются в прошлое и, будучи физически здоровыми быстро дряхлеют.

Увеличение доли пожилых и престарелых в структуре населения, числа больных хроническими заболеваниями, одиноких стариков с особенностями их образа жизни и вытекающими отсюда социальными проблемами выдвигает новые требования к оказанию социально-медицинской помощи. Пожилые и старые люди наряду с непосредственно медицинской помощью, обусловленной тем или иным хроническим заболеванием, не в меньшей степени нуждаются в мероприятиях социально-медицинской реабилитации.

Определить степень участия в трудовой деятельности вышедшего на пенсию пожилого человека, помочь ему адаптироваться к новым условиям, содействовать активному участию в определении режима питания, формированию адекватного образа жизни - это задачи медико-социального специалиста, вооруженного знаниями психофизиологических особенностей стареющего организма и в то же время информацией о возможных медико-социальной службы.

Страницы: 1 2 3 4 


Характеристика социально-демографических особенностей контингента семей
Гимназия № 85 находится в Ленинском районе, г. Барнаула. Занятия в школе проходят в две смены, продолжительность занятий 45 минут. Общее количество учеников 1078 учащихся. На сегодняшний день: - полные семьи – 817; - неполные семьи – 270, из них: одинокие матери – 27; в разводе 203; семьи вдов и вдовцов – 40; - семьи с детьми инвали ...

Результаты и их обсуждение. Характеритика проявлений свойств нервной системы
На основании статистического анализа результатов опросника СНС были получены показатели проявлений свойств нервной системы испытуемых: чувствительность, эмоциональная реактивность, подвижность нервных процессов, сила процессов торможения, энергичность, выносливость к длительным и интенсивным нагрузкам (таблица 3) Таблица 3 Проявление ...

Приложения
Приложение 1. КАРТА СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ "ГРУППЫ РИСКА". 1. Учреждение, где проводится обследование 2. Дата: РАЗДЕЛ 0 (общие данные) 3. Пол: м/ж ФИО 4. ВозрастДата рождения 5. Адрес 6. 1 группа здоровые дети, в услов. сем. депривации 7. 2 группа дети с орган. предиспозицией,в услов. с ...