Теоретическое обоснование проблемы одиночества пожилых как фактора дезадаптации. Понятие дезадаптации в психолого-педагогической литературе
Страница 4

Информация » Одиночество как фактор дезадаптации лиц пожилого возраста » Теоретическое обоснование проблемы одиночества пожилых как фактора дезадаптации. Понятие дезадаптации в психолого-педагогической литературе

Е.С.Авербух выделяет два крайних типа в собственном отношении к своей старости. Одни долго не чувствуют и даже не осознают свой возраст, поэтому в поведении "молодятся", подчас теряя в этом чувство меры; другие - как бы переоценивают свою старость, начинают чрезмерно беречь себя, раньше времени и больше чем это требуется, ограждают себя от жизненных треволнений.

Другие отечественные психиатры условно выделяют три типа старости: "счастливая", "несчастливая" и психопатологическая. "Счастливая" старость характеризуется умиротворенностью, мудрой просветленностью мировосприятия и мировоззрения, созерцательностью, сдержанностью и самообладанием. Так называемая "несчастливая" старость обуславливается повышением уровня личной тревоги, тревожной мнимости по поводу своего физического здоровья. Характерны также склонность к частым сомнениям и опасениям по незначительному поводу, неуверенность в себе, в будущем, потеря прежнего и отсутствие иного смысла жизни, размышления о приближающейся смерти.

"Психологическая старость" проявляется возрастно-органическими нарушениями психики, личности и поведения. Наблюдается снижение адаптационных возможностей психопатической личности с частым развитием разнообразных дезадаптационных реакций.

А.И.Анциферова, отечественный психолог, выделяют два типа, отличающихся друг от друга уровнем активности, стратегиями совладения с трудностями, отношение к миру и к себе, удовлетворенностью жизни.

Представители первого типа мужественно, без особых эмоциональных нарушений переживают уход на пенсию. У них отличается высокая активность, которая связана с позитивной установкой на будущее. Нередко эти люди воспринимают установку как освобождение от социальных ограничений, и стереотипов рабочего периода. Занятия новым делом, установление дружеских контактов, сохранение способности контролировать свое окружение порождают удовлетворенность жизнью и увеличивают ее продолжительность.

У представителей второго типа развивается пассивное отношение к жизни, оно отчуждаются от окружения, сужается круг их интересов и снижается показатели теста интеллекта. Они теряют уважение к себе и переживают тяжелое чувство ненужности. Такие люди тяжело переживают свой поздний возраст не борются за себя, погружаются в прошлое и, будучи физически здоровыми быстро дряхлеют.

Увеличение доли пожилых и престарелых в структуре населения, числа больных хроническими заболеваниями, одиноких стариков с особенностями их образа жизни и вытекающими отсюда социальными проблемами выдвигает новые требования к оказанию социально-медицинской помощи. Пожилые и старые люди наряду с непосредственно медицинской помощью, обусловленной тем или иным хроническим заболеванием, не в меньшей степени нуждаются в мероприятиях социально-медицинской реабилитации.

Определить степень участия в трудовой деятельности вышедшего на пенсию пожилого человека, помочь ему адаптироваться к новым условиям, содействовать активному участию в определении режима питания, формированию адекватного образа жизни - это задачи медико-социального специалиста, вооруженного знаниями психофизиологических особенностей стареющего организма и в то же время информацией о возможных медико-социальной службы.

Страницы: 1 2 3 4 


Возникновение и развитие сознания.
Глав­ным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудий­ная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требу­ет кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Индивидуальное сознание на заре истории чело­вечества возникло, вероятно (об этом сейчас ...

Особенности внимания боксеров 7–9 лет
Внимание у детей начинает проявляться довольно рано, уже в первые месяцы жизни. Сначала можно говорить о непроизвольном внимании. С возрастом ребенка оно развивается, увеличивается круг объектов, вызывающих непроизвольное внимание, и само это внимание становится более сильным и более устойчивым. На основе непроизвольного внимания у дет ...

Занятие 6
Цель: Научиться определять эмоции другого человека и контролировать свои. Ход занятия: Приветствие участниками друг друга, включение в работу. Основная часть занятия, направленная на познание эмоций Подведение итогов, обсуждение занятия. 1 упражнение. Ритуал приветствия. 2 упражнение. Упражнение "Спутанные цепочки" Цел ...