Специфика агрессивного поведения детей.
Страница 4

).Агрессивные формы поведения могут сами себя усиливать, то есть обладать тенденцией самостоятельной эмуляции. Отсюда - объяснение подростков некоторых асоциальных действий: чувство "радости преодоления опасности", полученное в процессе со­вершения кражи.

Ребенок 5-7 летнего возраста существо преимущественно эмо­циональное и именно по этой причине основными показателями его психического развития в норме служат характеристики эмо­циональной сферы, отражающие направленность его пережива­ния и активности.

Так Л.С. Славина отмечает, что отрицательные аффективные переживания несут в своей основе неудовлетворенность каких-либо важных для ребенка потребностей или конфликт между ними. Особенно часто эти переживания возникают в том случае, когда неудовлетворенность притязания ребенка в областях, имеющих для него большое значение (59).

Однако наблюдаемая в сфере взрослых тенденция упрощенно воспринимать процесс включения ребенка в мир социальных отношений, приводит к тому, что взрослый лишает малыша права на так называемые негативные эмоции или формы пове­дения (гнев, страх, агрессия и т.д.). Анализируя фантазии в дет­ском возрасте, С.А.Завражец отмечает, что, являясь наиболее сильными травмирующими факторами, физические наказания ребенка и разрыв с объектом любви - переживания, требующие своего выхода. Они могут выливаться в качестве агрессивной ответной реакции или не табуированные предметы. Это про­исходит и в игре, где ребенок воспроизводит пережитые агрес­сивные сценарии, стремясь рационализировать их и тем самым снять накопившуюся отрицательную энергию (20).

Таким образом, большое значение имеет изучение детей, у ко­торых в связи с неудовлетворенностью каких либо жизненно важных для них потребностей возникли отрицательные аффек­тивные переживания и соответствующие им формы поведения, среди которых имеют место и агрессивные проявления.

Поиски причин повышенной агрессивности у детей ведутся в разных направлениях…. Анализируя некоторые случаи из жизни усыновленных детей, замечено, что новые родители достаточно часто сталки­ваются с вспышками агрессивного поведения своих детей. М.И.Буянов отмечает, что в некоторых случаях причиной этого явления может быть проявление психического заболевания, то есть агрессия, может иметь биологическую природу (10).

В целом же, изучение биологических корней агрессивного поведе­ния ведется в следующих направлениях:

- изучение хромосомных аномалий и их влияние на наследуемость склонности к агрессивности;

- Изучение влияния гормонов на агрессивное поведение;

- Изучение отдельных структур центральной нервной системы и их роли в запуске агрессивного поведения;

- Изучение влияния свойств темперамента, в частности - воз­будимости на агрессивное поведение индивида (3).

Олуэйз (1987 г.), исследуя связь между содержанием тестостерона в крови и уровнем физической и вербальной агрессии, за­ключил, что влияние тестостерона напрямую связано со спро­воцированной агрессией - и косвенно не спровоцированной.

Спровоцированная агрессия

Тестостерон

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Структура и свойства внимания
Внимание характеризуется различными качественными проявлениями. Эти проявления внимания называют качествами или свойствами внимания. К ним относят: устойчивость, переключение, распределение и объем внимания. Различные качества внимания связаны друг с другом. Внимание характеризуется сложной функциональной структурой, образованной взаимо ...

Психолого-педагогические рекомендации родителям дошкольников
В дошкольном возрасте первичное осознание себя ребенком определенного пола становится сложной и относительно устойчивой системой: ребенок осознает особенности своего тела, свои физические возможности, идентифицирует себя с определенным ролями, присущими полу, воспринимает себя членом социальной группы. Одной из основных частей общей си ...

Система мотивации персонала НБ НГТУ
От профессионального уровня работника библиотек зависит не только какими, будут библиотеки в будущем, но и будет ли библиотека в будущем. Кадровое обеспечение отрасли сегодня является важнейшей проблемой профессионального библиотечного сообщества. Признано, что персонал является основным ресурсом любой организации, ее главным богатством ...