Агрессивное поведение
Страница 1

Поведе́ние — способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов. Поведение имеет огромное приспособительное значение, позволяя животным избегать негативных факторов окружающей среды. Даже простейшие проявляют способность перемещаться в ответ на раздражители среды[3] У многоклеточных организмов поведение находится под контролем нервной системы.

«Агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим»

Такое определение термина «Агрессия» было предложено Басом (Buss, 1961). Но, в том случае, если мы принимаем такое объяснение, любая ситуация, повлекшая за собой ущерб других людей, должна быть расценена как агрессия. Но как же тогда быть с несчастными случаями, автокатастрофами, совершенными, например, в нетрезвом виде. Ведь человек заранее не предполагал совершить злодеяние против кого-либо. Просто так сложились обстоятельства.

В таком случае, определение, предложенное несколькими известными исследователями (Berkowitz, 1974-1981 и Feshbach, 1970) гораздо полнее раскрывает смысл данного термина. По их мнению, «чтобы те, или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды и оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям.

Существует также третья точка зрения, высказанная Зильманном (Zillmann, 1979), которая ограничивает употребление термина «агрессия» попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений. Однако, в этом плане, к результатам подобной агрессии можно отнести лишь физическую боль. Но ведь есть еще и психологическая, вызванная, например, тяжелымиоскорблениями, криками, словесным прессингом. Тогда, по определению Зильманна, целая часть агрессии просто выпадает из понимания.

Однако, несмотря на значительные разногласия, относительно определений агрессии, многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию определения, близкого ко второму. Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение:

Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

На первый взгляд, это определение кажется простым и откровенным, а также тесно связанным с пониманием агрессии с позиции обыденного сознания. Однако при более внимательном изучении оказывается, что оно включает в себя некоторые особенности, требующие более глубокого анализа.

Однако, следует понимать, что агрессия – это не «зло», проявление агрессии не является однозначно негативным фактором.

Доброкачественная агрессия:

Механизм оборонительной агрессии "вмонтирован" в мозг человека и животного и призван охранять их жизненно важные интересы от угрозы. Если бы человеческая агрессивность находилась на таком же уровне, как у других млекопитающих (например, хотя бы наших ближайших родственников - шимпанзе), то человеческое общество было бы сравнительно миролюбивым. Но это не так. История человечества дает картину невероятной жестокости и деструкции, которая явно во много раз превосходит агрессивность его предков. Можно утверждать, что в противоположность большинству животных человек - настоящий "убийца".

Как объяснить эту "гиперагрессивность"? И какого она происхождения - того же самого, что и агрессия животного, или у человека есть какой-то специфически человеческий деструктивный потенциал?

В пользу первой гипотезы свидетельствует то, что животные также проявляют чрезвычайную, ярко выраженную деструктивность, когда нарушается равновесие в окружающей их среде. Правда, это случается довольно редко, например в условиях скученности. Из этого можно сделать вывод, что человеческая психология оказалась значительно более деструктивной в связи с тем, что человек не только сам создал себе условия жизни, способствующие агрессивности (перенаселение и т.д.), но и сделал эти условия не исключением, а нормой жизни. А поэтому гиперагрессивность человека следует объяснять не более высоким потенциалом агрессии, а тем, что условия, вызывающие агрессию в человеческом обществе, встречаются значительно чаще, чем у животных в естественной среде их обитания.

Страницы: 1 2


Выводы
На данном этапе нашего исследования мы проводили констатирующий эксперимент. Эксперимент проводился в средней школе №19 Железнодорожного района г. Красноярска в 2009 году. В исследовании принимали участие учащиеся 5 класса "А". Общее количествоучащихся, принявших участие в исследовании, составило 25 человек. В ходе проведени ...

Особенности развития коммуникативных способностей в подростковом возрасте. Общение как ведущая деятельность в подростковом возрасте.
Для подростка характерны две сферы общения: общение со взрослыми и общение со сверстниками. Роль этих сфер в формировании его личности не одинакова. Если в первой сфере подросток выступает в роли ведомого, усваивает общественно значимые критерии оценок, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности и способы дейс ...

Резервные возможности и особенности человека
Человека всегда интересовали и будут интересовать его возможности воздействовать, изменять окружающий мир и самого себя. Можно сказать, что все достижения человечества - это раскрытие возможностей человека, его психики. Реализация возможностей осуществляется через достижение целей, которые ставит перед собой человек. Это проявление при ...