Структура и сущность тревожности во время беременности
Страница 2

В большинстве зарубежных исследований основное внимание сосредоточено на изучении эмоциональных расстройств у беременных. При этом совершенно упускаются из виду другие формы гестационных пограничных нервно-психических расстройств.

Особенностью пограничных нервно-психических расстройств при беременности является неизменное включение в их клиническую картину тех или иных психопатологических феноменов, непосредственно связанных с беременностью: различных опасений за благополучное протекание беременности, навязчивых страхов за судьбу плода, ожидания родов, условнорефлекторных страхов, связанных с неблагоприятными в прошлом беременностями и родами[30].

Наличие конфликтности или тревожности в материнской сфере проявляются в таких же характеристиках образа ребенка, себя как матери, своей матери и себя как ребенка своей матери. Таким образом, психологические особенности, относящиеся к материнской сфере женщины и провоцирующие нарушение течения беременности, во-первых, являются общими характеристиками, проявляющимися на всех этапах развития материнской сферы (до беременности и после нее), а во-вторых, могут быть выявлены как факторы группы риска до наступления беременности.

Данные, полученные в течение последних лет при исследовании женщин до беременности, во время беременности и матерей с детьми позволяют выделить три группы показателей, характеризующих женщин с нарушениями репродуктивной функции:

1. Свойства личности, определяющие неадекватные механизмы преодоления стрессовых (и вообще кризисных) ситуаций: личностная незрелость и несформированность адекватных адаптационных механизмов

2. Дезадаптивный способ разрешения внутреннего конфликта, проявляющийся в соматизации или особой форме телесного отреагирования (нарушение репродуктивной функции не всегда является угрозой здоровью, поэтому отнесение этого нарушения к соматическому отреагированию - как отреагированию нарушением соматического здоровья - не всегда корректно).

3. Психологическая неготовность к материнству, проявляющаяся в конфликте между острым желанием иметь ребенка и несформированностью материнской позиции.

Полученные данные позволили выделить симптомокомплекс психологических особенностей женщин с нарушением репродуктивной функции. Эти особенности можно представить в виде шести шкал, каждая из которых является двухполюсной и может быть оценена по степени выраженности каждого из разнополюсных показателей:

1. Направленность агрессии (гетероагрессия и аутоагрессия).

2. Выраженность составляющей тревоги (эмоциональная и функциональная).

3. Склонность к переживанию фрустрации (реактивно-взрывчатая и депрессивная).

4. Соотношение вербальных и невербальных образов ребенка, себя и своей матери (позитивный - негативный).

5. Отношение к беременности и ребенку (реальная ценность и декларация сверхценности).

6. Характер внутреннего конфликта в материнской сфере (по типу «Конфликтность» и «Тревожность»).

В каждом случае будет своя картина сочетания этих особенностей, которая и определит конкретную направленность и содержание психологической помощи.

Все вышесказанное характеризует наличную картину психологических особенностей у женщин, уже имеющих патологию репродуктивной функции (бесплодие, невынашивание, патология беременности), но не всегда сопровождает психологическую неготовность к материнству, которая может выражаться в других формах (например, неадекватное отношение к ребенку, не сопровождаемое нарушением репродуктивной функции). В последнем случае не будет наблюдаться комплекс особенностей, характеризующих женщину как личностно незрелую, дезадаптивную и обладающую неконструктивными способами разрешения внутреннего конфликта. Чаще это женщины высоко адаптированные, реагирующие на стрессовые или фрустирирующие ситуации в форме рационализации, игнорирования, реже тревоги, реализующейся в гиперконтроле ситуации или ее преобразовании в соответствии со своими целями. В целом они отличаются наличием пониженной ценности ребенка и себя как матери, эти ценности имеют статус ценности-средства (а не ценности-цели). При адаптации к беременности и материнству у них не возникает невротических или соматических проявлений. Эти женщины обычно не становятся объектом исследования или терапии в перинатальной психологии и медицине. Однако они представляют группу риска развития ребенка, причем в двух направлениях:

Страницы: 1 2 3


Приложения
Приложение 1. КАРТА СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ "ГРУППЫ РИСКА". 1. Учреждение, где проводится обследование 2. Дата: РАЗДЕЛ 0 (общие данные) 3. Пол: м/ж ФИО 4. ВозрастДата рождения 5. Адрес 6. 1 группа здоровые дети, в услов. сем. депривации 7. 2 группа дети с орган. предиспозицией,в услов. с ...

Занятие 9
Тема: Умники и умницы. Цель занятия: тренировка способности творчески и самостоятельно мыслить, давать собственные ответы на неоднозначные вопросы, продолжать развивать навыки позитивного социального поведения. 1. Введение Приветствие "Дружба начинается с улыбки" Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза ...

Особенности мотивации профессионального самосовершенствования у студентов педвуза. Диагностика мотивации профессионального самосовершенствования у студентов
Как показывает практика, современные формы подготовки специалистов не охватывают всех задач, которые приходится им решать, согласно требованиям профессии. Не случайно профессиональное самосовершенствование рассматривается сегодня как специфический вид профессиональной деятельности специалистов, как обязательный компонент их подготовки. ...