Типология межличностных конфликтовСтраница 2
7) родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания делиться с ними, т.е. противоречия не замечались родителями и переросли в конфликты, взаимное отчуждение (С. Годник) (1, с. 358).
Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка); конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания); конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля); «конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).
Основная масса детей школьного, а особенно подросткового возраста на первое место ставит непонимание родителями проблем ребенка, его внутренней позиции и только потом уже отмечаются социальные проявления негативного характера (аморальность семьи, физическое и моральное насилие, жесткая система наказании, гипер или гипоопека).
2. Конфликты в системе «ученик – ученик».
Наверное, самая распространенная система конфликтов среди детей, так как основную часть своего времени они проводят со своими сверстниками, начиная от обучения в школе и заканчивая времяпрепровождением на улице.
Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям психологов (О. Ситковская, О. Михайлова) путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость - явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок гораздо больше взрослого подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости, травли себе подобных (1, с. 378).
Генезис агрессивного поведения школьников связан с дефектами социализации личности. Так, обнаружена положительная связь между количеством агрессивных действий у дошкольников и частотой их наказания, применяемого родителями (Р. Сире) (1, с. 378). Кроме того, было подтверждено, что конфликтные мальчики воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие (А. Бандура). Поэтому ряд исследователей считают наказание моделью конфликтного поведения личности (Л. Джавинен, С. Ларсенс) (1, с. 378),
На ранних этапах социализации агрессия может возникать и случайно, но при успешном достижении цели агрессивным способом может появиться стремление вновь использовать ее для выхода из различных трудных ситуаций. При наличии соответствующей личностей основы важным становится не агрессия - способ достижения, а агрессия - самоцель, она становится самостоятельным мотивом поведения, обусловливая враждебность по отношению к другим при низком уровне самоконтроля.
Кроме того, конфликты подростка в отношениях с одноклассниками обусловлены важной особенностью возраста - формированием морально-этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению
К тому же в последние время обострились так называемые экономические конфликты между школьниками на почве материального благополучия, выраженные зачастую в различных формах агрессии: от вербальной до физической, что характерно для всей группы конфликтов «ученик – ученик».
Полностью изжить конфликты подростков в средней школе практически невозможно. В зависимости от того сколь успешно осуществляется в школе социализация личности ребенка, в первую очередь усвоение духовных, нравственных ценностей, изменяется интенсивность конфликтов между школьниками. Духовность во многом определяет деятельность и поведение людей.
3. Конфликты в системе «ученик – учитель».
Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реальности. По мнению психолога М. Рыбаковой, между учителем и учеником выделяются следующие конфликты:
• деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий;
• поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее;
• отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей (1, с. 379-380).
В группе детского сада № 2 «Светлячок» города Вятские
Поляны
Бабушкина Никиты
Бабушкин Никита посещает детский сад с ясельной группы. Адаптационный период пережил спокойно, без трудностей. В ясельках зарекомендовал себя, как старательный, целеустремленный и дисциплинированный ребенок
Перейдя в среднюю группу, произошли резкие изменения в личном отношении дошкольника. Никита стал раздражительным ...
Категории
лудоманов
В последние годы в России отмечается рост обращаемости за помощью лиц с патологическим влечением к азартным играм (гемблинг патологический - болезненная страсть к играм (в том числе к риску) в карты, игровые автоматы, ставки на скачках или спортивных состязаниях, лотереи и пр.). Это расстройство влечения обычно сопровождается значительн ...
Зоны. Зоны дистанций
Размеры личной пространственной территории человека средне обеспеченного социального уровня в принципе одинаковы независимо от того, проживает ли он в Америке, России, Англии или Австралии. Ее можно разделить на 4 четкие зоны дистанций (пространственные зоны) .
1. Интимная зона (от 15 до 46 см).
Из всех зон эта самая главная, посколь ...