Введение

Конфликты разного рода пронизывают не только всю историю человечества и историю отдельных народов, но и жизнь каждого конкретного человека. Не вызывает сомнения, что на конфликт в целом, независимо от его разновидности влияют множество условии, в том числе общественная и социально – политическая обстановка в стране. В последнее время резко возросло количество конфликтов в системе «человек – человек», на всех ее уровнях: от детей до взрослых. Но особую тревогу вызывают детские конфликты в подсистемах: «ребенок – ребенок»; «ребенок – взрослый», вытекающие своеобразным следствием рассогласованности требовании в семье и в обществе. Такого рода конфликты классифицируют, как межличностные. Средний показатель уровня конфликтности среди подростков в обычной городской школе составляет 30-40% от общей классификации взаимоотношении ребенка с его окружением(1.12).

Проблеме межличностного конфликта в последнее время уделяется большое внимание, как в научных кругах, так и среди педагогов, психологов-практиков. Достаточно неплохо разработана теория конфликта и технология его предупреждения И. Муравьевой, М.В. Шакуровой, Е.В. Змановской. Обобщение и систематизацию разрешения межличностного конфликта предложила Т.А. Шишковец, основываясь на позициях гуманистического подхода, рассматривает классический вариант разрешения и предупреждения конфликтов в подростковой среде.

Данная проблема имеет особую актуальность, что обусловлено, по крайней мере тремя обстоятельствами.

Первое связано с общей тенденцией нарастания социальной напряженности в обществе, ухудшением (вследствие рассогласованности требовании государственных институтов) воспитательной системы с подрастающем поколением. Углубляются процессы социальной дифференциации, стратификации нашего общества, ухудшаются условия жизни и деятельности большинства населения, снижается социальная и психологическая защищенность личности и, как следствие всего этого, значительное нарастание психической напряженности людей, конфликтности, агрессивности.

Второе вытекает из особенностей профессиональной деятельности, которая сама по себе часто имеет для человека повышенно-стрессовый и даже экстремальный характер. Более 15 % времени уходит на конфликты и их разрешение (88).

Третье: проблема конфликтов и конфликтных отношений - это и проблема здоровья человека, здоровья и психического и физического. Следствием многих конфликтов является ухудшений здоровья участвующих в них сторон.

Цель исследования: изучить проблему возникновения межличностных конфликтов детей школьного возраста и технологию их предупреждения и разрешения.

Объект исследования: межличностные конфликты.

Предмет исследования: технология предупреждения и разрешения межличностных конфликтных ситуации среди учащихся школьного возраста.

Задачи исследования:

· анализ научно-методической литературы по данному вопросу;

· раскрыть понятие «межличностный конфликт».

· рассмотреть основные виды межличностных конфликтов.

· изучить теоретические основы технологии профилактики и разрешения межличностных конфликтов среди учащихся школьного возраста.

Методы исследования: анализ научной литературы; сравнительно-сопоставительный анализ.


Диагностика стрессоустойчивости подростков по методикам Холмса-Раге и Кеттелла
Американские ученые Холмс и Раге длительное время посвятили изучению зависимости психических и физических заболеваний различного происхождения от стресогенных ситуаций. В ходе исследований они опросили и осмотрели более пяти тысяч человек. В результате Холмс и Раге пришли к выводу, что психические и физические заболевания (сюда же можно ...

Сравнительный анализ психофизиологических ресурсов развития ребенка младшего школьного возраста и младшего подростка
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребёнка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребёнка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собст ...

Этапы развития сюжетно-ролевой игры
Первый этап . Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты бытовые. Действия однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или 'одиночна ...