Введение

По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Соответственно множеству ее функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т.д. Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково.

Речь - это специфически человеческий способ формирования и формулирования мыслей с помощью языковых средств. Сложность овладения речью состоит в как можно более полном и совершенном овладении знаками языковой структуры.

Важно отличать язык от речи. Их основное различие заключается в следующем. Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. Речь же — это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь является индивидуально своеобразной.

Целью данной курсовой работы является более глубокое изучение функций речи, выяснение роли речи в важнейших психических процессах, и, соответственно, выявление возможности оптимизировать учебно-коррекционный процесс используя тесную взаимосвязь речи и мышления.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

· закрепление и расширение теоретических знаний, касающихся механизмов и функций речи;

· изучение научной литературы, посвященной вопросам связи мышления и речи;

· систематизация и изложение знаний полученных в процессе самостоятельного изучения литературы;

· приобретение навыков научно-исследовательской работы, анализ проделанной работы.

Как педагог, работающий с детьми, имеющие особые образовательные потребности, я нахожусь в постоянном поиске новых форм и методов, а также оптимизирую уже известные варианты коррекционно-развивающего обучения. Изучив речь как инструмент мышления, я поставила перед собой практическую задачу: использовать механизмы речи как инструмент активизации мыслительных процессов своих учеников.

Мышление и речь умственно-отсталых детей несколько отличаются от мышления их нормальных сверстников, тем не менее, я посчитала возможным предположить, что если в процессе коррекционно-обучающей работы на уроке скрытую от сознания работу артикуляционного аппарата сделать «открытой» и более того, утрированно выраженной, то это может стать средством повышения продуктивности действенного мышления.

В практической части описан эксперимент, проведенный с обучающими, имеющими особые образовательные потребности.


Алкоголизм как проблема социального общества
Алкоголизм (хронический алкоголизм) - заболевание с прогредиентным (прогрессирующим) течением, в основе которого лежит пристрастие к этиловому спирту. В социальном плане алкоголизм означает злоупотребление спиртными напитками (пьянство), приводящее к нарушению нравственных и социальных норм поведения, к нанесению ущерба собственному здо ...

Теоретическое обоснование проблемы одиночества пожилых как фактора дезадаптации. Понятие дезадаптации в психолого-педагогической литературе
Адаптация- феномен психологии личности. Адаптация представляет собой механизм самораскрытия личности, обеспечивающий трансформацию изменений окружающей среды во внутренние условия создания новых способов взаимодействия с реальностью и с собой. Основная цель самораскрытия личности в начальный период адаптации заключается в сохранении соб ...

Технологии психического оздоровления
Оздоравливающий психический эффект можно получить тремя путями: - воздействием непосредственно на психику; - используя дыхательные психотехники; - работая первично с телом (так называемая телесно ориентированная психотерапия), при этом вторично оздоравливается психика. К психотехникам первого типа относятся дианетика, нейролингвисти ...