Введение

По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Соответственно множеству ее функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т.д. Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково.

Речь - это специфически человеческий способ формирования и формулирования мыслей с помощью языковых средств. Сложность овладения речью состоит в как можно более полном и совершенном овладении знаками языковой структуры.

Важно отличать язык от речи. Их основное различие заключается в следующем. Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. Речь же — это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь является индивидуально своеобразной.

Целью данной курсовой работы является более глубокое изучение функций речи, выяснение роли речи в важнейших психических процессах, и, соответственно, выявление возможности оптимизировать учебно-коррекционный процесс используя тесную взаимосвязь речи и мышления.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

· закрепление и расширение теоретических знаний, касающихся механизмов и функций речи;

· изучение научной литературы, посвященной вопросам связи мышления и речи;

· систематизация и изложение знаний полученных в процессе самостоятельного изучения литературы;

· приобретение навыков научно-исследовательской работы, анализ проделанной работы.

Как педагог, работающий с детьми, имеющие особые образовательные потребности, я нахожусь в постоянном поиске новых форм и методов, а также оптимизирую уже известные варианты коррекционно-развивающего обучения. Изучив речь как инструмент мышления, я поставила перед собой практическую задачу: использовать механизмы речи как инструмент активизации мыслительных процессов своих учеников.

Мышление и речь умственно-отсталых детей несколько отличаются от мышления их нормальных сверстников, тем не менее, я посчитала возможным предположить, что если в процессе коррекционно-обучающей работы на уроке скрытую от сознания работу артикуляционного аппарата сделать «открытой» и более того, утрированно выраженной, то это может стать средством повышения продуктивности действенного мышления.

В практической части описан эксперимент, проведенный с обучающими, имеющими особые образовательные потребности.


Логический и механический способы запоминания у школьников
На рисунке 10 представлены данные по распределению различных способов запоминания у девушек и юношей. Рисунок 10 – Распределение различных способов запоминания у юношей и девушек Из диаграммы видно, что как у девушек, так и у юношей логический способ запоминания преобладает над механическим (у 76% девушек и у 64% юношей). Преобладан ...

Результаты исследования
Эксперимент по исследованию объема внимания дал следующие результаты: средний объем внимания 35 испытуемых, вычисленный из 35 измерений, оказался 2,18 объекта. Частота отдельных показателей испытуемых представлена в таблице (см. приложение 7) Как видно из таблицы, почти половина испытуемых (17 из 35) правильно воспринимала от 2 до 3 ци ...

Психолого-педагогические особенности школьной адаптации
При всей значимости в сфере медицинской, психологической и педагогической практики проблема школьной адаптации до сих пор относится к числу серьёзно заявленных, но не решённых проблем. В основном проблема адаптации трактуется с точки зрения приспособления ребёнка к школьным условиям: медиками - на функциональном уровне, психологами - на ...