Групповая работа с лицами с ПТСР: методы, способствующие личностному росту
Страница 2

Информация » Реабилитация военнослужащих с посттравматическим стрессовым синдромом » Групповая работа с лицами с ПТСР: методы, способствующие личностному росту

2. Создание непринужденной и доверительной обстановки;

3. Довдение до участников норм поведения в тренинге;

4. Легкая разминка в начале тренинга;

5. Все военнослужащие должны быть обеспечены ролями».[66]

Приведем выдержки из протокола проведения тренингового коррекционного занятия, весьма ярко показывающего, что коррекция основывается на острых эмоциональных переживаниях участников, позволяющих достроить или перестроить модели общения, актуализировать социальные навыки, как бы «вычеркнутые» из жизни за ненадобностью.

В коррекционной группе использовалось упражнение «скверная компания», основанное на правилах взаимодействия в примитивной группе.[67]Участники группы получили, зафиксированные на табличках роли: Главарь, Авторитет, Приближенные, Подхалим, Шут, Марионетки, Недовольные и Забитые.[68](Приложение 4 «Варианты игровых ситуаций»).

По правилам Главаря, если он говорит, не может прерывать никто, Авторитет – всех, кроме Главаря, Приближенные – всех, кроме Главаря и Авторитета и т.д. Разыгрываемая тема: использование свободного времени.

«Главарь: Чтоб все были готовы пойти со мной! Идем пиво пить.

Марионетки: согласно кивают.

Шут: пиво, пиво . может по беленькой?

Подхалим (шуту): помолчи! Слова не давали.

Марионетки: согласно кивают.

Забитый 1: да я .

Недовольный 1: тебе бы вообще рот не открывать.

Забитый 1: не то, чтоб .

Марионетка 1: тебе что не ясно?!

Главарь: это кто там возится?!

Забитый 2: что вы к нему приста .

Недовольный: хватит правила нарушать, ничего путного все равно не скажешь.

Забитые пересаживаются поближе друг к другу.

Авторитет: ну, что вы друзья мои, каждый имеет право высказаться.

Марионетки: согласно кивают.

Забитый 2: вот и я говорю .

Недовольный 2: помалкивай! Не понял, что ли?

Забитые поворачиваются спинами к друг другу, как бы обороняясь с двух сторон, прикрывая друг другу спины.

Шут: ты смотри, что делается .мы им, значит враги.

Забитый 1: правильно понял! Может, пойдем выйдем?

Психолог: Стоп! Игра удалась. Вернемся к реальности. В ней между вами другие отношения. Верно? Какие у кого ощущения, чувства?»

Эта запись иллюстрирует тот факт, что эмоциональное напряжение в подобной жесткой иерархической лестнице, достигает пределов за считанные минуты. При обмене ролями участники становятся способны услышать и понять друг друга за счет развития рефлексии[69], эмпатии и получения обратной связи и нового опыта. Вырабатывается навык выхода из трудной социальной ситуации. Так или иначе, происходят изменения в «Я-образе» военнослужащего.

Еще одно направление, чрезвычайно эффективное в работе с военнослужащими – рациональная терапия. Это направление эффективно, видимо, потому что образ психолога, как человека, занимающегося внушением, обсуждением, взывающим к мысли человека во многом, совпадает с житейским представлением о специалисте этой профессии. Кроме того, военнослужащие, в основном, мужчины. Для мужчин характерна замкнутость в переживаниях, нежелание выносить свои чувства на люди. Поэтому рациональный уровень является наиболее приемлемым. Этот вид терапии требует от психолога большой настойчивости. Он является эффективным при алкоголизме, неврозе навязчивых состояний, девиантном поведении. (Приложение 5 «Методы немедицинской психотерапии»). От психолога требуется организовать в группе рациональное рассмотрение заявленной проблемы военнослужащего. Постараться сделать так, чтобы вся группа искала аргументы убедить его в чем-либо. Таким образом, облегчаются даже неврозоподобные состояния. У групповой коррекционной работы в армии большое будущее. В настоящий момент, когда повышается внимание к личности человека, армия приходит к пониманию, что психологию человека трудно переделать приказами, возникает перспективная возможность использовать групповые виды работ с различной направленностью для развития личности и преодоления ПТСР военнослужащих.

Обобщая все изложенное в данной Главе 3, мы можем сделать следующие выводы и обобщения:

1. При реадаптации и реабилитации военнослужащему с ПТСР могут помочь консультативные формы работы психолога в нескольких случаях: если у военнослужащего обнаружены личностные расстройства; невротические симптомы; глубокая дезадаптация; суицидальные тенденции.

2. Психологическая консультация направлена не столько на снятие симптоматики или поиск причин неблагополучия, сколько «в будущее», на личностный рост военнослужащего, развитие его «Я-концепции», самосознания, формирование новых смыслов жизни.

3. Создание условий консультирования, направленных на личностный рост, соответствующая позиция консультанта способствует быстрой коррекции представлений о себе и самоотношения в соответствии с изменяющейся реальностью.

4. Наиболее успешным является консультирование в том случае, когда психолог-консультант в ПТСР видит не корень беды военнослужащего, а заложенные в нем возможности изменения личности.

Страницы: 1 2 3


Социально-психологическое понятие групп. Классификация групп в социальной психологии
Социальная группа — любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности. Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные социальные группы, значительно различающиеся между собой. Основными критериями выделения типологий могут выступать: количество человек в группе, общественный статус, урове ...

Значение ожиданий в системе межличностных отношений
"Межличностные отношения - это взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействий. Готовность к взаимодействию сопровождается эмоциональным переживанием: положительным, индеферентным, отрицательным. Готовность к взаимодействию может реализоваться в поведении субъектов в условиях общения, совместной деятельности. Имен ...

Способность к общению и её значение в развитии организаторских и коммуникативных качеств.
Ранее было показано, что способности к общению в наибольшей степени социально обусловлены. Они проявляются в уровне реализации у индивида всех трёх сторон общения: коммуникативной – в средствах передачи информации (речи письменной и устной, жестах, мимике и т.д.); интерактивной – в способах и приёмах психологического воздействия и актив ...