Организация работы по преодолению одиночества
пожилых людей в Комплексном центре социальной защиты населенияСтраница 4
Музыкотерапия. В процессе прослушивания музыкального произведения уходит напряжение, снимаются многие негативные чувства. Главными критериями для отбора музыкальных произведений являются: спокойный темп; отсутствие диссонансов и напряженных кульминаций в разработке музыкальной темы; их мелодичность и гармоничность. Музыкотерапия - это технология социокультурной реабилитации, использующая разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции личности больного, развития его творческих способностей, расширения кругозора, активизации социально-адаптивных способностей. Для реабилитационных целей используется музыка разных жанров, которая иногда выступает не только как самостоятельное средство, но и как дополняющий элемент к основной деятельности (лепка, рисование, театр и др.).
Игровая терапия - это комплекс реабилитационных игровых методик. Нередко игротерапия рассматривается как средство для раскрепощения патологических психических состояний человека. Являясь уникальным средством комплексной реабилитации, эта технология может выполнять функции социализации, развития, воспитания, адаптации, релаксации, рекреации и др. При этом травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, ослабленном виде. Игротерапия помогает опробовать типы поведения, выделив наиболее подходящие для конкретной личности в определенной жизненной ситуации. Именно ролевое поведение отражает психологическое состояние и функциональные тенденции человека. К видам направленной игротерапии относятся: познавательные и развивающие игры, настольные и компьютерные игры, конкурсы, турниры, соревнования, подвижные игры. Любая игра может быть адаптирована к возможностям пожилых путем корректировки соответствующего игрового элемента (облегчение условий игры, сокращение численности частников, времени проведения и т.д.). Участие человека в игре формирует и закрепляет у него устойчивую установку на рациональное, содержательное, целенаправленное использование сво6одного времени.
Глинотерапия - эффективный способ реабилитации, имеющий в своей основе работу с пластическими материалами (глина, пластилин, тесто и т.п.) Издавна известно о лечебных свойствах глины. Замечено, что гончары, много работающие с вышеуказанным материалом, никогда не имели заболеваний суставов, не знали, что такое отложение солей, гипертония и др. Глина обладает антисептическими, адсорбирующими свойствами. Показателями реабилитационной эффективности глинотерапии служат развитие интеллекта, мелкой моторики, овладение навыками профессионального мастерства.
Гарденотерапия - это особое направление психосоциальной, профессиональной реабилитации при помощи приобщения к работе с растениями. Практика показывает, что пожилые люди с удовольствием выращивают растения и ухаживают за ними. Особое эмоциональное настроение, связанное с выполнением необходимой работы, психически успокаивает. Этот вид деятельности имеет ярко выраженную психотерапевтическую направленность, что позволяет использовать его при коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств, в восстановительном периоде после перенесенных заболеваний, для улучшения психоэмоционального состояния людей с патологией тех или иных органов и систем. Гарденотерапию можно применять совместно с элементами других технологий социокультурной деятельности - музыко-, изо-, библиотерапией, фото, дизайн, оригами.
Спорт, активный отдых и туризм являются важными факторами в процессе реабилитации и адаптации пожилых людей. Движения, упражнения и спорт поддерживают и восстанавливают физическое и душевное состояние пациентов. Кроме того, у пожилых людей уменьшаются осложнения, вызванные недостатком физической активности. Считается, что туризм более легок для пожилых, чем спорт, и именно туризм становится первым шагом в начале интенсивной и систематической физической активности пациентов.
Экспериментальная работа проводилась в рамках КЦСЗН с сентября по декабрь 2010 года и включала в себя организацию и проведение мероприятий, направленных на преодоление проблем одиночества пожилых граждан.
Таблица 2. Программа преодоления одиночества у пожилых людей
Направления мероприятий |
Мероприятия |
Сроки реализации |
Организация взаимодействия пожилых Центра с прилегающими школами, детскими садами, детскими домами, школами – интернатами по оказанию безвозмездной помощи. |
Проведение встреч с Ветеранами труда в МОУ СОШ № 34, 75, 99, 85 |
Октябрь |
Организация совместных встреч с дошкольниками в рамках акции "Моя интересная жизнь" |
Сентябрь - октябрь | |
Организация вечеров общения |
Вечер общения "Кому за…" Вечер общения "Музыка моей жизни" Вечер общения "Книги жизни" Вечер общения "Где же вы теперь, друзья" Вечер общения "Вот это я могу" Вечер общения "Умники и умницы" Вечер общения "КВН старожил" Вечер общения "Как здорово, что все мы здесь…" Вечер общения "Новый, новый год" |
Сентябрь Сентябрь Октябрь Октябрь Ноябрь Ноябрь Ноябрь Декабрь Декабрь |
Совместные мероприятия (субботники, трудовые десанты, культурно-массовые праздники) с образовательными учреждениями, предприятиями |
Субботник в ДОУ № 144 Субботник в ДОУ № 321 Субботник в ДОУ № 302 Субботник в ДОУ № 43 |
В течение сентября - октября |
Организация клубов по интересам ( клубы проводятся на базе КЦСЗН и клуба "Парус") |
Организация клуба "Чудо-иголка" Организация клуба "Первым делом самолеты" Организация клуба "Волшебство нитки" Организация клуба "Гардения" Организация клуба " Волшебные краски" Организация клуба "Новое" |
Сентябрь – декабрь, занятия проводятся еженедельно по расписанию |
Диагностика социальных проблем пожилых |
Проведение анкет по определению проблем пожилых людей |
Октябрь, декабрь 2010 |
Организация и проведение праздников, отдельных мероприятий |
Праздник "Осень золотая" Праздник "Первый снег" Праздник "Новый год" |
Сентябрь Ноябрь Декабрь |
Анализ деятельности учреждения
Работу социального педагога с несовершеннолетними – правонарушителями проанализируем на примере Майкопской воспитательной колонии.
Сегодня к жизни в Майкопской воспитательной колонии приспосабливаются 33 подростка из Северной Осетии, Карачаево-Черкесиии, Адыгеи, Ставропольского края. Директор общеобразовательной школы МВК УФСИН Росси ...
Воображение
Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.
Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.
Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать ...
Особенности ориентировки в пространстве детей с нарушениями зрения. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с
нарушениями зрения
Зрительная функция осуществляется благодаря сложной системе различных взаимосвязанных структур — зрительного анализатора и позволяет ориентироваться в пространстве, воспринимать форму и цвет предметов, видеть их на разном состоянии, при ярком свете и в сумерках.
Функции глаза включают центральное и периферическое зрение, светоощущение, ...