Николай Васильевич Гоголь (1809 - 1852)
Страница 2

Гениальность и помешательство » Николай Васильевич Гоголь (1809 - 1852)

Были моменты, когда многолетняя болезнь Гоголя мгновенно исчезала. Тогда он вновь чувствовал себя здоровым и по-юношески свежим. Писатель не раз отмечал эту странность своей болезни.

В состоянии мании у великого писателя было много энергии, сил, творческих идей, которые он воплощал в своих ярких произведениях.

Гоголь придавал большое значение болезням как таковым. После приступов страха и отчаяния, - «В мои свежие минуты, которые дает мне милость небесная и среди самых страданий, иногда приходят ко мне мысли, несравненно лучшие прежних, и я вижу сам, что теперь все, что ни выйдет из-под пера моего, будет значительнее прежнего. Не будь тяжких болезненных страданий, куда бы я теперь не занесся! каким бы значительным человеком вообразил себя! Но, слыша ежеминутно, что жизнь моя на волоске, что недуг может остановить вдруг тот труд мой, на котором основана вся моя значительность, и та польза, которую так желает принести душа моя, останется в одном бессильном желании, а не в исполнении, и не дам я никаких процентов на данные мне Богом таланты, и буду осужден, как последний из преступников, – слыша все это, смиряюсь я всякую минуту и не нахожу слов, как благодарить небесного Промыслителя за мою болезнь. Принимайте же и вы покорно всякий недуг, веря вперед, что он нужен. Молитесь Богу только о том, чтобы открылось перед вами его чудное значение и вся глубина его высокого смысла».

Как появился писатель Гоголь? В 1848 г. в письме к В.А.Жуковскому он пишет о себе: «Никогда, например, я не думал, что мне придется быть сатирическим писателем и смешить моих читателей. Правда, что, еще бывши в школе, чувствовал я временами расположение к веселости и надоедал товарищам неуместными шутками. Но это были временные припадки; вообще же я был характера скорей меланхолического и склонного к размышлению. Впоследствии присоединилась к этому болезнь и хандра. И эти-то самые болезнь и хандра были причиной той веселости, которая явилась в моих первых произведениях. Чтобы развлекать самого себя, я выдумывал без дальнейшей цели и плана героев, становил их в смешные положения – вот происхождение моих повестей! Страсть наблюдать за человеком, питаемая мною еще сызмала, придала им некоторую естественность».

«Мой смех вначале был добродушен, я совсем не думал осмеивать что-либо с какой-нибудь целью, но потом я наконец задумался: “Если сила смеха так велика, что её боятся, стало-быть, ее не следует тратить по-пустому”. Я решился собрать все дурное, какое только я знал, и за одним разом над ним посмеяться – вот происхождение “Ревизора”!»

В 1844 г. в «Четырёх письмах к разным лицам по поводу "Мертвых душ"» Гоголь писал: «Мое главное достоинство не развилось бы во мне в такой силе, если бы с ним не соединилось мое собственное душевное обстоятельство и моя собственная душевная история. Никто из читателей моих не знал того, что, смеясь над моими героями, он смеялся надо мною».

«Не думай, однако же, после этой исповеди, чтобы я сам был такой же урод, каковы мои герои», – писал Гоголь в «Четырех письмах к разным лицам по поводу "Мертвых душ"». – Нет, я не похож на них. Я люблю добро, я ищу его и сгораю им; но я не люблю моих мерзостей и не держу их руку, как мои герои; я не люблю тех низостей моих, которые отдаляют меня от добра. Я воюю с ними, и буду воевать, и изгоню их, и мне в этом поможет Бог».

«Мертвые души» – это психологическая защита Н.В.Гоголя от себя самого, своих пороков, своих страхов и болезни. Он хотел одним росчерком пера избавиться от всей тяжести, нависшей над ним.

Страницы: 1 2 3


Оптимальное рабочее состояние
После периода врабатывания работа функциональных систем, необходимым для данной деятельности человека, достигает некоторого уровня, обеспечивающего более или менее успешное выполнение деятельности. Со времен исследований Введенского Н.Е. и Павлова И.П. известно, что уровень функционирования систем человека зависит от внешних и внутренни ...

Рекомендации социальному педагогу и родителям по организации взаимодействия с младшими подростками
В соответствии с вышеизложенным, можно сформулировать рекомендации по организации взаимодействия социального педагога с детьми подросткового возраста и их родителями. Для организации эффективной работы по формированию толерантного поведения и его развитию у учащихся социальному педагогу нужно: – знать теоретические основы социальной п ...

Выдержки из моих наблюдений
Январь 2008 года «…Январь. Беседа на тему: «Учусь общению». Я объясняю детям, что все люди разные и каждая личность индивидуальна (т.е. неповторима). И поэтому, т.к. мы все разные, мы должны с детства учиться понимать друг друга, т.е. учиться искусству общения. На мой вопрос: «С кем из группы ты быстро находишь общий язык?» дети сразу ...